Цели урока:
- Обучающая цель: уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.
- Развивающая цель: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
- Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.
Задачи урока:
- Совершенствовать умение выделять корень в слове;
- Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
- Отрабатывать каллиграфию письма;
- Воспитывать умения общаться и работать в группах.
Образовательные технологии: игровые, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята и дорогие гости!
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Ребята, а какое время года за окошком? (осень)
- Как можно её охарактеризовать? Какой бывает осень? (золотой, разноцветной, тёплой, дождливой, холодной, ветреной, щедрой...)
- Глядя на иллюстрации, составим устно несколько предложений об осени. (Приложение 1)
- Молодцы! А теперь посмотрим на слово осень и назовем гласные буквы. (о, е)
Минутка чистописания. Чередуя гласные буквы о и е запишем каждую из них 3 раза: о е о е о е
- Запишем слово осень, разделим его на слоги, поставим ударение, обозначим гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определим количество слогов, букв и звуков. Почему в данном слове букв больше, чем звуков?
- На какой вопрос отвечает слово осень? (что?) Что оно обозначает? (явление природы)
- Образуйте от данного слова, слово, которое отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета. (осенний)
- Запишем в тетрадь слова осень – осенний. Глядя на запись, давайте сформулируем тему урока. (Корень слова. Родственные слова.) Молодцы!!!
- Что нам сегодня надо повторить? (Что такое корень слова, какие слова называются родственными, тренироваться выделять корень в родственных словах)
- Алена нам подготовила выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово “корень”. Послушаем.
Ученица зачитывает значение слова “корень” (показывает картинки):
- подземная часть растения;
- часть волоса, зуба, ногтя;
3) часть слова.
- Значит слово “Корень” многозначное. Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень – это часть слова. Корень -это общая часть родственных слов. Корень – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).
- А какие слова называются родственными? (Родственными называются слова с одним корнем, т. е. однокоренные).
- Скажите, слова осень и осенний являются однокоренными? Выделим в них корень.
Гимнастика для глаз. Одним из основных изменений в природе осенью является листопад. Мы сейчас дадим немного отдохнуть нашим глазкам и представим. Как облетают листочки с деревьев. Поморгаем 5 раз медленно, представим себе, что листочки тихо кружатся в воздухе. Медленно ложатся на дорожки и тропинки. А теперь 5 раз поморгаем быстро, будто сильный осенний ветер кружит листики. Закроем глазки, помассируем веки по часовой стрелке и против часовой стрелки, как будто собирая разноцветные осенние листья в букет. Откроем глазки и устроим свой листопад из ярких осенних листьев.
III. Словарная работа.
Поиграем в игру “Найдите однокоренные слова” (ветер – ветерок, ветреный; береза – березка, березовый; яблоко – яблочко, яблочный).
- Ребята 1 ряда запишут однокоренные слова к слову ветер, ребята 2 ряда однокоренные слова к слову береза, ребята 3 ряда запишут однокоренные слова к слову яблоко. В записанных словах обязательно выделить корень.
- Проверим..... Еще раз скажем, что такое корень слова?
- А теперь внимательно посмотрим на эти слова (ветер, берёза, яблоко). Что мы можем о них сказать? (они словарные). Какие слова мы называем словарными? (с непроверяемой орфограммой).
Дети по очереди выходят к доске, ставят ударение, определяют и подчеркивают орфограмму.(непроверяемая безударная гласная).
IV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
V. Закрепление изученного.
- А вот о чём пойдет речь далее, мы узнаем, отгадав загадку:
По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.
Дождик
- Какие еще изменения в неживой природе происходят осенью? (похолодание, изморось, первые заморозки, ледостав, ...)
Работа в парах.
- Подумайте, посовещайтесь и запишите как можно больше однокоренных слов к слову дождь. (Дождь – дождик, дождливый, дождище, дождливость, дождевик, дождевой, дождинка, дождичек). Выделите корень в однокоренных словах. Проверим...
VI. Практическая работа. Обобщение. Работа по учебнику: упр. 93 стр. 64. (Определить все ли слова образуют пары однокоренных слов. (Проблемная ситуация)
VII. Итог урока. Урок наш подходит к завершению. Подведем его итоги.
- Скажите над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются родственными.
VIII. Рефлексия. Посмотрите на доску. Найдите среди данных слов синонимы и антонимы, отвечающие на вопрос что? (грусть, радость). А теперь подберите к ним однокоренные слова, отвечающие на вопрос какой? (грустный, радостный).
- Молодцы, ребята! А теперь поднимите красный листик (Приложение 2), если Вам на уроке было интересно, если настроение у вас радостное, если вам было все понятно и у вас все получилось. Поднимите желтый листик. Если вы испытали небольшие трудности. Поднимите зеленый листик, если урок показался Вам очень трудным, если настроение у вас грустное.
- Хорошо, что у Вас хорошее настроение и урок был полезным, от этого и я рада.
Дом. зад.: уч. с. 63 упр. 91.
Спасибо за работу.