Письменные приемы деления многозначных чисел на трехзначные. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Четверть: 4

Тип урока: Урок закрепления нового материала. Проблемно-диалогический урок.

Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Цели:

  • закрепить умение делить многозначное число на трехзначное;
  • продолжать работу по отработке вычислительных навыков, умение решать задачи на движение;
  • развивать умение планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, развивать связную речь учащихся при устных ответах, логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Планируемый результат обучения:

  • Познавательные УУД: сформировать умение делить многозначное число на трехзначное.
  • Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение.
  • Регулятивные УУД: формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности.
  • Личностные УУД: формировать умение принимать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к урокам математики, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • УМК “Школа России”;
  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Запись числа в тетрадь.

Какой праздник в народе отмечают 30 марта?

30 марта - в этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая “просыпается” после долгой зимы. Другими словами — это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини Лады — покровительницы любви почти всех индоевропейских народов). Праздник Ладодения традиционно сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушки и молодые люди проводят первые хороводы, посвященные Богине Ладе . Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти птички из постного теста кладут на высокое место — над дверью, как обереги, чтобы сохранять пространство. С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия — славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.

- Как вы понимаете значение слова экология?

ЭКОЛОГИЯ – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т.д.

- Экология очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты..

1. Устный счет.

Устно решим задачи.

1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. Затем было создано еще 43 новых заповедника. Сколько заповедников стало в нашей стране? (186)

- Какие заповедники вы знаете? (Дети рассказывают о самых известных заповедниках нашей страны )

2) В России более 180 заповедников, но все же из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25000)

Какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете? (ландыш, кувшинка, венерин башмачок, лотос, женьшень и т.д.)

3) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200)

4) Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (в 4 раза)

- Каким действием решали задачу?

- С какими случаями деления знакомились на прошлом уроке? (письменные случаи деления на трехзначное число).

III. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации.

(На доске записаны выражении)

10304 : 322 24465 : 233
31552 : 986 39729 : 123

- Чем похожи выражения? (Это частные. Делимые пятизначные, делители трехзначные числа)

- По какому принципу выражения разделены на две группы? (по количеству цифр в частном)

- Как вы думаете, можем ли воспользоваться одним алгоритмом деления для 1 и 2 столбика?

- Давайте проверим.

- Попробуйте сами сформулировать тему урока. (“Изучить новые случаи деления на трехзначные числа, где в записи частного 3 цифры”).

IV. Работа по теме урока.

На доске слайд “Алгоритм деления”)

- Решение примеров у доски, пользуясь алгоритмом.

2. Решение примеров на интерактивной доске. (“Числа, которые больше 1000. Умножение и деление”. Задание 1 №1,  №2).

3. Работа по учебнику. Решение примеров в тетради с комментированием. С. 74 № 290, 291.

Физкультминутка

V. Закрепление.

  • Самостоятельная работа. Учебник с. 74 № 292 1 столбик – решение примеров в тетради с последующей проверкой.
  • Решение задачи у доски (1 учащийся) . Учебник с. 78 № 2
  • Работа в тетради на печатной основе. Работа в парах. Решение примеров с комментированием.С.75 № 67.

VI. Рефлексия.

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением. Выберите пословицу или поговорку.

- Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

- Выполнили ли мы цели урока?