Дополнительная образовательная программа "Радуга красок"

Разделы: Дополнительное образование


Возраст обучающихся: 4-10 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень программы: ознакомительный

Пояснительная записка

Направленность программы

"Радуга красок" является программой художественной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний, по времени реализации - двухгодичной.

Программа разработана на основе авторской программы "АдекАРТ" (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы заключается в том, что она включает создание объёмных композиций из различных материалов (глины, бумаги, соленого теста, пластилина, пасты для моделирования, природных материалов) для того, чтобы развить пространственного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является одним из средств творческого познания и эстетического развития человека. Занимаясь рисованием, ребенок развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие способности, художественный вкус. Совершенствует определенные способности: чувство цвета, ориентирование в пространстве, зрительную оценку формы, координация глаза, владение кистью рук.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что программа способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрывает творческие способности, приобщает детей к творчеству через труд и искусство.

Включение в программу объёмных композиций необходимо потому, что "в рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершено теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки". И.Я. Гинцбур

Кроме этого рисование обладает терапевтическими способностями: отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и нервное напряжение. Усиливает положительное эмоциональное состояние ребенка.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Первая половина занятия направлена на приобщение детей к активной познавательной деятельности, а вторая половина - на овладение основами изобразительного искусства и другой творческой работе.

Основная цель программы: формирование творческой и созидающей личности посредствам приобщения детей к искусству через изобразительное творчество, развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

Обучающие:

- освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

Развивающие:

- развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Воспитательные

- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

- формирование эстетической картины мира и основных элементов "Я - концепции-творца".

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Первая половина занятия направлена на приобщение детей к активной познавательной деятельности, а вторая половина - на овладение основами изобразительного искусства и другой творческой работе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4-10 лет. Детей распределяют по двум разным группам. Первая группа детей - дошкольная (4-7 лет), Вторую группу образуют дети младшего школьного возраста (7-10 лет). Наполняемость каждой группы - 10 человек. Набор детей проводится независимо от уровня их подготовки по данному направлению.

Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Главной особенностью является то, что все компоненты мышления и психики ребенка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей (осознанного внимания, память, аналитическое и ассоциативное мышление, мелкая моторика руки, фантазия, расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру). Тем не менее. основной цель ю занятий по данной методике остаётся обучение малышей рисованию, т.е. поступательное освоение ими приёмов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем.

У детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому информацию о видах изобразительного искусства обучающимся по программе, получают на более высоком уровне. Уделяется больше внимания над техникой выполнения рисунков, работой над формами. И сами техники предлагаются более сложные. Делается акцент на том, чтобы цвет использовался как обозначение, а не цветовое выражение формы.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения.

  • Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
  • Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.

Формы занятий.

  • Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, подгрупповых (работа в парах) индивидуальных форм организации на занятиях.
  • Формы проведения занятий: беседа с последующей практической деятельностью, выставка, наблюдение.

Режим занятий

В первый и второй год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Занятие включает 15-минутный перерыв для снятия напряжения у детей. Количество часов в неделю: 1,5 часа, количество часов в год - 54 часов. Итого за весь курс обучения: 108 часов.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талант (способности к изобразительной деятельности), сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

В конце первого года обучения:

Ребенок будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

- ведущие элементы изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- средства художественной выразительности (форма, цвет, композиция).

Ребенок будет уметь:

- изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению (с учетом возрастных особенностей, умений и навыков).

- композиционно расположить предмет на листе в зависимости от характера формы и величины предмета.

- смешивать краски для получения различных цветов и оттенков, накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета;

- выполнять декоративные работы на заданные темы;

- получать новые цвета и оттенки;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал (как вата, ткань, бусины, ленты, ножницы т. д.

- манипулировать различными мазками

- давать оценку своей работе и работе товарищей;

- проявлять индивидуальность и творчество, активность и самостоятельность в изобразительной деятельности;

- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

По завершении второго года обучения:

Ребенок будет знать:

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

- отличительные особенности основных жанров изобразительного искусства;

- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

Ребенок будет уметь:

- применять на практике законы цветоведения (чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения);

- изображать строение, величину, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению.

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

- понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

Способы проверки результатов освоения программы

Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является использование диагностик, например, таких как диагностика по критериям Комаровой по изобразительной деятельности. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой. Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса "Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма" - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе. Для отслеживания результативности образовательного процесса используется начальный контроль (сентябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май).

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: участия в конкурсах; оформление тематических выставок детских работ; итоговая выставка детских работ; открытых занятий.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Теоретические занятия Практические занятия Всего
1. Вводная часть 1 и 15 мин. 2 ,5 3 часа и 45 минут
2 Раздел: "Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка" 2 4 6
2.1. Тема: "Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства" 30 мин. 1 1,5*
2.2. Тема: "Изображать можно пятном" 30 мин. 1 1,5
2.3. Тема "Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева" 30 мин. 1 1,5
2.4. Тема "Изображать можно в объёме" 30 мин. 1 1,5
3 Раздел: "Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета" 2 4 6
3.1. Тема "Первичные цвета. Цветовая гамма" 30 мин. 1 1,5
3.2. Тема "Красоту нужно уметь замечать" Краски осени 30 мин. 1 1,5
3.3. Тема "Рисуем дерево тампованием" 30 мин. 1 1,5
3.4. Тема "Узоры на крыльях" 30 мин. 1 1,5
4. Раздел "Изображение растительного мира" 2 4 6
4.1. Тема "Еловые веточки" 30 мин. 1 1,5
4.2. Тема "В гостях у зимы" 30 мин. 1 1,5
4.3. Тема "Изображение букета" 30 мин. 1 1,5
4.4. Тема "Волшебные снежинки (краски зимы)" 30 мин. 1 1,5
5. Раздел "Изображение животного мира" 2 4 6
5.1 Тема "Красивые рыбы" 30 мин. 1 1,5
5.2. Тема "Украшение птиц" 30 мин. 1 1,5
5.3. Тема "Изображение животных" 30 мин. 1 1,5
5.4. Тема "Животные в цирке" 30 мин. 1 1,5
6 Раздел "Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении" 2 4 6
6.1. Тема "Яблоко" 30 мин. 1 1,5
6.2. Тема "Узор из кругов и треугольников" 30 мин. 1 1,5
6.3. Тема Коврик "Вальс снежинок" 30 мин. 1 1,5
6.4. Тема "Зимние забавы" 30 мин. 1 1,5
7 Раздел "Орнамент" 1,5 3 4,5
7.1. Тема "Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения косынки" 30 мин. 1 1,5
7.2. Тема "Орнамент из геометрических фигур" 30 мин. 1 1,5
7.3. Тема Орнамент "Чудо-платье" 30 мин. 1 1,5
8 Раздел "Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве" 2 4 6
8.1. Тема "Нарядный конь- дымковская игрушка" 30 мин. 1 1,5
8.2. Тема "Золотая хохлома" 30 мин. 1 1,5
8.3. Тема "Элементы городецкого растительного узора" 30 мин. 1 1,5
8.4 Тема "Полхов-Майданская матрёшка" 30 мин. 1 1,5
9 Раздел "Нетрадиционные техники рисования" 1 2 3
9.1 Тема "Оттиск поролоном" 15 мин. 30 мин 45 мин
9.2. Тема "Монотипия предметная" 15 мин. 30 мин 45 мин
9.3. Тема "Тиснение" 15 мин. 30 мин 45 мин
9.4. Тема "Набрызг" 15 мин. 30 мин 45 мин
10 Раздел "Тематическое рисование" 2 часа 15 мин. 4,5 6,45
10.1. Тема "Закат солнца" 30 мин. 1 1,5
10.2. Тема "Цветущая сирень" 30 мин. 1 1,5
10.3. Итоговое занятие (открытое) на тему "Различные техники рисования" 15 мин. 30 мин 45 мин.
10.4. Тема "Пейзаж с радугой" 30 мин. 1 1,5
10.5. Тема "В сказочном подводном царстве" 30 мин. 1 1,5
Итого: 18 часов 36 часов 54 часов

1,5* - это 1 час и 30 минут.

Педагог имеет право изменить количество часов и порядок занятий в рамках своей программы на основании наблюдений.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Теоретическиезанятия Практические занятия Всего
1. Раздел "Вводная часть" 1 2 3
1.1. Тема "Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу" 30 мин 1 1,5
1.2. Тема "Первичный инструктаж на рабочем месте. Материалы для уроков изобразительного искусства" 30 мин 1 1,5
2. Раздел "Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка" 2 часа 15 мин 4,5 6 часов 45 минут
2.1. Тема "Выполнение линий разного характера" 30 мин 1 1,5
2.2. Тема "Лепка фруктов и овощей" 15 мин 30 мин 45 мин
2.3. Тема "Натюрморт из овощей и фруктов" 30 мин 1 1,5
2.4. Тема "Наброски с натуры модели домика" 30 мин 1 1,5
2.5. Тема "Воздушная перспектива" 30 мин 1 1,5
3 Раздел "Изображение растительного мира" 2 4 6
3.1. Тема" Осенний вернисаж" 30 мин 1 1,5
3.2. Тема "Каждый художник урожай своей земли хвалит" 30 мин 1 1,5
3.3. Тема "Искусство икебана" 30 мин 1 1,5
3.4 Тема "Рисование с натуры букета цветов" 30 мин 1 1,5
4. Раздел "Изображение животного мира" 2 5,5 7,5
4.1 Тема "Наброски домашних животных" 45 мин 3 3ч 45 мин
4.2 Тема "Бабочка" 30 мин 1 1,5
4.3 Тема "Холодные и тёплые цвета "Кто живёт под снегом" 30 мин 1 1,5
5 Раздел "Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении" 2 4 6
5.1. Тема "Берёза" С.Есенин (иллюстрирование произведений литературы)" 30 мин 1 1,5
5.2 Тема "Труд людей зимой и весной" 30 мин 1 1,5
5.3. Тема "Натюрморт из разнородных предметов: ягод, овощей и фруктов" 30 мин 1 1,5
5.4 Тема "Рисование с натуры натюрморта: поднос с фруктами 30 мин 1 1,5
6 Раздел "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" 1 2 3
6.1 Тема "Витраж" 30 мин 1 1,5
6.2 Тема "Изразцы (лепка рельефная декоративная)" 30 мин 1 1,5
7 Раздел "Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт" 2 4 6
7.1. Тема "Натюрморт из геометрических тел" 30 мин 1 1,5
7.2 Тема" Живописные просторы Родины. Пейзаж" 30 мин 1 1,5
7.3 Тема "Изображение человека с натуры" 30 мин 1 1,5
7.4 Тема "Портрет мамы". 30 мин 1 1,5
8 Раздел "Иллюстрации к сказке" 2 4 6
8.1 Тема "Иллюстрация к сказке "Маша и медведь" 30 мин 1 1,5
8.2 Тема "Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"" 30 мин 1 1,5
8.3. Тема "Иллюстрация сказок народов России". 30 мин 1 1,5
8.4. Тема "Любимые герои" 30 мин 1 1,5
9 Раздел" Графическая техника граттаж" 2 4 6
9.1 Тема "Черно-белый граттаж. Гравюра или "Цап- царапки"" 30 мин 1 1,5
9.2. Тема "Цветной граттаж" 30 мин 1 1,5
9.3. Тема "Кляксография с трубочкой. На что это похоже?" 30 мин 1 1,5
9.4 Тема "Тычок жесткой полусухой кистью. Ежик" 30 мин 1 1,5
10 Раздел "Тематическое рисование" 1,5 3 4,5
10.1. Тема "Рисование на тему "Природа на закате солнца" 30 мин 1 1,5
10.2. Тема "Праздничный салют" 30 мин 1 1,5
10.3 Тема "Птицы весны" 30 мин 1 1,5
Итого:   17 часов 37 часов 54 часа

Приложение.

Список литературы, использованный при написании программы;

  1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Владос, 1993. - 160 с.
  2. Большая энциклопедия рисования Виктора Запаренко В.С. - М.: АСТ; СПб.: Астрель - СПб, 2010. - 239 с.
  3. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир. Мини-хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. Москва. Чистые пруды, 2009 г. -32 с.
  4. Все о технике: живопись масло. Незаменимый справочник для художников. - М.: Арт-родник, 1998. - 145 с.
  5. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М: ТЦ "Сфера", 2000. - 80с.
  6. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Учебная литература, 1998. - 204 с.
  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.
  8. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1, 2, Москва, 2007 г. - 88 с.
  9. Искусство - детям. Альбом. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва, Мозаика-Синтез, 2008г.
  10. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ, 2009. - 125 с.
  11. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -100 с.
  12. Костер Джоан Буза. Растим художников. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 436 с.
  13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013. - 208 с.
  14. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
  15. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.,1987г. - 192 с.
  16. Селиверстова Д. Школа юного художника. Рисование. Первые шаги. М.; ЭКСМО 2006 -352 с., ил.
  17. Фатеева А.А Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -96 с.
  18. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М..1988г. - 175 с.
  19. Яблонский. В. А. Преподавание предметов "рисунок" и "основы композиции". - М.: Высшая школа, 1983. - 127 с.

Нормативно-правовые документы

  1. "Об образовании в Российской Федерации": Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
  2. Приказ Департамента образования города Москвы "О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году" от 17 декабря 2014 г. №922;
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-4. Утверждено постановление Главного государственного санитарного врача РФ от о4.07.2014 № 41;
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (с изменениями на 4 апреля 2014 года): Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26.
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении рекомендаций" (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  7. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ")
  8. Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922"
  9. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. №922".

Список литературы, рекомендованный обучающимся для успешного освоения данной программы

  1. Большая энциклопедия рисования Виктора Запаренко В.С. - М.: АСТ; СПб.: Астрель - СПб, 2010. - 239 с.
  2. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. М.: Росмэн, 2004.
  3. Все о технике: живопись масло. Незаменимый справочник для художников. - М.: Арт-родник, 1998. - 145 с.
  4. Костер Джоан Буза. Растим художников. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 436 с.
  5. Диккинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 64 с.
  6. Милборн А. Как научиться рисовать животных. - М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2004. - 64 с.
  7. Селиверстова Д. Школа юного художника. Рисование. Первые шаги. М.; ЭКСМО 2006 -352 с.
  8. Школа рисования для начинающих Рисуем человека. М.: Оникс 21 век, 2001. - 40 с.
  9. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г. - 416 с.