Урок окружающего мира в 1-м классе «Где живут слоны?»

Разделы: Начальная школа


Цели урока по содержанию:

образовательная

  • Создать условия для знакомства детей с растительным и животным миром саванн и тропических лесов.

развивающая

  • Способствовать расширению кругозора учащихся; развитию логического мышления, воображения, речи; развитию умения сравнивать, делать выводы

воспитательная

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к природе; формированию коммуникативной компетентности через диалог, индивидуальную, парную и групповую работу.

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная работа с учащимися
  • парная и групповая работа - форма взаимопомощи
  • индивидуальное обучение - учитель работает с конкретным учеником

Средства обучения

  • учебник “Окружающий мир” 1 класс А.А.Плешаков
  • модели саванны , тропического леса, животных
  • сигналы
  • использование ИКТ

Планируемые результаты :

Предметные:

  • Усвоить, что на земле есть жаркие районы, находить их на глобусе, карте и приводить примеры животных этих районов.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: общеучебные – умение ориентироваться в информации( нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях); логические – осуществление сравнения, анализа, установление связи между строением, образом жизни животных и природными условиями; моделирование – создание моделей тропического леса и саванны.
  • Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать необходимые средства
  • Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, учатся основам коммуникативной деятельности( осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы).
  • Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности;   используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы тихонечко вздохнём
И урок скорей начнём.

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Всем хорошего настроения.

Дети встают около парт и настраиваются на работу
2 Актуализация опорных знаний Сегодня на уроке мы будем путешествовать с помощью цветика-семицветика, который принёс Муравьишка.

- Закрываем глаза, и ....
Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток
Через север через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе (отрываю лепесток)

 
Белые медведи живут на северном полюсе? Да
На Северном полюсе холодно? Да
Здесь растут деревья? Нет
Белые медведи охотятся на пингвинов? Почему? Нет
А где они живут?

Покажем, где живут белые медведи, а где пингвины?

- Что общего у Арктики и Антарктиды?

Дети отвечают на вопросы.

На карте полушарий дети обозначают фигурками места обитания пингвинов и белых медведей

3 Определение темы и целей урока - Муравьишка принёс нам загадку про животное, интересно живет оно в Арктике или Антарктиде?

Ходит длинный, пасть клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?

 

 

Отгадывают загадку

Ребята, живут слоны в Арктике? Антарктиде?

А как вы думаете, а где они живут?

Об этом мы сегодня узнаем.

Отправляемся на экватор.

Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток
Через север через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.

Ответы на вопросы
- Вот мы и на экваторе.

- А кто знает, что это такое?

Земля делится на две равные части экватором – воображаемой линией.

По обе стороны от экватора и находятся жаркие районы нашей Земли, где круглый год жарко.

 

Дети отвечают

Детинаходят и показывают эватор на карте полушарий и глобусе.

- Давайте найдём экватор.

- Попробуем сформулировать цели нашего урока пользуясь опорой:

...познакомимся с...

...будем учиться различать..

 

Дети формулируют цели урока

4 Работа над новым материалом Работа с учебником.

Знакомство с саванной и тропическим лесом.

Откроем учебники стр. 10-11.

- Нашли текст и приготовились читать.

- Что вы узнали о жарких странах?

- Чем они отличаются?

Бывают разные, бывают саванны и тропические леса.

Отвечают на вопросы

Работа в паре.

Да, саванна – это открытое пространство, покрытое травой, встречаются кустарники и отдельные деревья.

Тропические леса – бывают разные, но самое главное, что он густой, влажный и растения растут ярусами, высокие деревья достигают 80 метров.

Давайте составим на доске модели саванны и тропического леса.

- Давайте рассмотрим животных.

Проверим выполнение задания.

- Какое животное можно встретить и в саванне, и в тропическом лесу?

Из элементов дети составляют на доске модели саванны и тропического леса(4 человека с ряда)
5 Просмотр видеофильма - Мы сейчас, посмотрим фрагмент фильма об этом замечательном животном, а потом вы ответите на вопросы.

-О каком слоне рассказывается в фильме?

- Что вы узнали об африканском слоне?

-Что позволяет слону передвигаться при таком большом весе?

-Чем отличаются африканский и индийский слоны?

- Ребята, пока мы рассматривали слонов, муравьишка предложил нам оторвать ещё один лепесток. Оторвем?

 

 

 

Отвечают на вопросы

6 Физминутка “Весёлые мартышки” Учитель настраивает детей на отдых.  
7 Первичное усвоение новых знаний Итак, мы немного отдохнули продолжаем путешествовать по саванне.

Каких животных мы можем встретить? В тропическом лесу?

- Муравьишка мне только что сообщил, что на следующем лепестке есть для вас интересное задание.

 

Отвечают на вопросы

Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит конверт с заданием. Вы должны будете прочитать загадку, отгадать, определить, где живет это животное (в саванне или в тропическом лесу)

Работа в группах
Загадки

Проживает в странах жарких,
А в нежарких – зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)

Гуляет по саванне важно
Пятнистый длинношеий зверь.
Спокойный, сдержанный, отважный...
Мы знаем. Ты уж нам поверь! (Жираф)

Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский ... (носорог)

По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (Крокодил)

У него большая грива:
И – пушиста и – красива!
Какая миленькая киска...
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это ...(ЛЕВ)

Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далёкой степи африканской
Резвится тельняшка морская. (Зебра)

 

1) отгадывание загадок

2) обсуждение

3) чтение загадки классу и размещение животного на доску (в саванну или тропический лес)

Во время работы на доске остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

8 Подведение итогов урока Вот и подходит к концу наше путешествие.

Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались дома.

 
- Смотрите, Муравьишка оказался дома впереди нас и приготовил нам задание.

- Прочитайте названия животных и найдите,где они живут.

Вернёмся к целям нашего урока:

...познакомимся с...

...будем учиться различать..

Учитель подводит итоги урока.

Дети читают названия животных и определяют, где они живут

 

 

 

 

 

 

Дети формулируют итоги урока, исходя из целей

9 Рефлексия - Наш урок подошёл к концу и хотелось бы узнать ,какое настроение было у вас на уроке. настроение отличное

настроение хорошее

мне грустно