Знаки химических элементов. Периодическая система

Разделы: Химия


Учебник: О.С. Габриелян 8 класс. М. Дрофа, 2011 г.

Цель урока: создать условия для познания знаков химических элементов на основе “Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева”.

Задачи урока:

Образовательная:

  • сформировать знания учащихся о периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения;
  • научить записывать символы химических элементов;
  • раскрыть структуру “Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева”.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе;
  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • развивать память, химический язык.

Воспитательная:

  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Развитие познавательного интереса к химии;
  • Формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Метапредметные

Регулятивные

  • Формирование умений делать выводы, давать определения;
  • Формирование умений оформлять результаты исследований.

Коммуникативные

  • Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников
  • Создание индивидуальной информационной среды;
  • Формирование умений работать в паре;
  • Формирование умений работать в коллективе.

Предметные

  • Формирование у учащихся знаний о периодической системе химических элементов и Периодической таблице химических элементов;
  • Применять полученные знания в повседневной жизни и для объяснения природных процессов.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний - словесные, наглядные, практические;
  • по характеру деятельности обучающихся - проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами.

Межпредметные связи:

  • физика – строение атома, физические явления и свойства;
  • биология – химические элементы в организме человека;
  • математика – работа с таблицами;
  • экология – охрана окружающей среды.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Электронный образовательный ресурс.

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов “Химический элемент “Химический элемент. Формы существования химических элементов”. http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html
  • Презентация. (http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html)
  • Химический элемент. Формы существования химических элементов”. http://fcior.edu.ru/card/7195/himicheskiy-element-formy-sushestvovaniya-himicheskogo-elementa.html
  • Тест (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb147927-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_04_05.swf);
  • Программа “Периодическая система химических элементов” v.1.4.06 http://markpolyak.narod.ru/soft/PT;

Оборудование для учителя и учащихся:

  • Мультимедийные средства, компьютер, проектор, таблица “Периодическая таблица химических элементов”

Технологическая карта

Этап урока Задачи этапа
(цели)
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Мотивация к учебной деятельности Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, мотивирует обучающихся на начало работы Приветствуют учителя, настраиваются на начало урока Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний подведение к теме Актуализация опорных знаний и способов действий Проводит фронтальный опрос по теме “Строение атома” Предлагает учащимся выполнить задание в тетрадях по теме “Физические и химические явления” и обменяться тетрадями для взаимопроверки результатов задания.

Слайды №1,2,3 Приложение2

Отвечают на вопросы, проверяют задания методом взаимоконтроля и контроля по эталону. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3 Выявление места и причины затруднения Создание проблемы, обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Предлагает стихотворение, направленное на формулирование темы

Слайды №4 Приложение2

Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: знаки химических элементов Организует беседу по определению целей урока и плана урока

Слайды №№5,6 Приложение2

Определяют цели урока и вместе с учителем планируют ход урока Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4 Построение проекта выхода из затруднения Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Предлагает учащимся провести аналогию между русским языком и химическим языком. Знакомит учащихся с символами химических элементов. Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов, дает классификацию элементов на металлы и не металлы.

Слайды №№7-11 Приложение2

Знакомит с этимологией названий химических элементов: географические названия, астрономические, мифы древнего мира и имена ученых.

Знакомство с этимологией названий химических элементов

Слайды №№12,13 Приложение2

Проводят аналогию между русским языком и химическим языком Записывают в тетрадях символы химических элементов. Приводят историческую справку о шведском ученом Берцелиусе Й.Я.

Знакомятся со слайдами презентаций. Записывают знаки в тетрадь.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: самоопределение.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Учитель знакомит учащихся с периодической системой элементов и ее структурными частями, используя ПСХЭ

Периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Слайды №№14- 39 Приложение2

Программа “Периодическая система элементов Д. И. Менделеева”

Работают группами и находят в ПСХЭ символы, названные в честь стран, городов ученых, героев древних мифов. Учащиеся работают с периодической таблицей, изучают её структуру. Делают сообщения о Д.И. Менделееве. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, работа в группах.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Направляет деятельность учащихся по содержанию ЭОР консультирует по необходимости, анализирует их результаты работы

Слайды №№14-39 Приложение2

Названия и символы некоторых химических элементов.
Программа “Периодическая система элементов Д.И. Менделеева” v.1.4.06

Выполняют задания, записывают найденные в ПСХЭ символы в тетрадь, проверяют по эталону правильность выполненного задания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения практической части. Организует деятельность с ЭОР, для детей слабо мотивированных на предмет

Организует индивидуальную работу с ЭОР обучающихся с высокой мотивацией Слайд № 40 Приложение2

Выполняют задания, тренажера. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb147927-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_04_05.swf) Коммуникативные: умение доброжелательно общаться. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7 Этап включения в систему знаний и повторения Выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Подводит итог урока. Организует игру “Координаты. Определите химический элемент по его положению

в Периодической системе Д.И. Менделеева”
Слайды №№ 41-44 Приложение2

Участвуют в игре “Координаты. Определяют химический элемент по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева”
Слайды №№ 41-44 Приложение2
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Регулятивные: - формирование контроля; коррекции и оценивание качества и уровня усвоения материала.

8 Рефлексия деятельности Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность на полях тетради:

“K ” - ответил по просьбе учителя, но ответ
не правильный
“J ” - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
“V”  - ответил по своей инициативе, ответ правильный
“N” - ответил по своей инициативе, ответ
неправильный
“L ” - не ответил

Слайд №45

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные : самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

9 Домашнее задание Объяснение домашнего задания Параграф 4, упр. №1, №5. Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы