Базовый учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова
Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Задачи:
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова;
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
- Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения).
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельность и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и в парах.
Тип урока: изучение новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой
На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все видят.
- Уши внимательно слушают все слышат.
- Голова хорошо думает.
– Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок литературного чтения
II. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)
Цели:
- продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
- помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
- Ребята, сейчас внимательно рассмотрите портреты на экране, определите среди авторов “лишнего”
1. Эзоп (620-560 до н.э.)
2. И. А. Крылов (1769-1844)
3. А. Е. Измайлов (1779-1831)
4. И. И. Хемницер (1745-1784)
5. А. С. Пушкин (1799-1837)
- Почему вы решили, что Пушкин “лишний” в списке? (Он не писал басни)
- Кто такие баснописцы?
- Ребята, мы продолжаем знакомиться с баснями великого баснописца И.А. Крылова
- Кто первым начал писать басни?
Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. В его баснях животные говорили, думали, как люди. Эзоп высмеивал в баснях человеческие пороки, приписывая их животным.
Многие басни Эзопа стали известны читателям благодаря переводам И.А. Крылова. Он наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь
Перу Крылова принадлежат разнообразные произведения. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Иван Андреевич оставил после себя настоящий клад – целых 205 басен.
Великого русского баснописца наш народ называл дедушкой Крыловым. Его произведения, в которых он казнит безжалостным смехом всякие недостатки людей- жалость, лень, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным – известны всему миру и переведены на разные языки.
Герои его произведений – животные. Но про зверей ли писал Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дело, в которых ничего не смыслят. И сделал Крылов это в иносказательной форме, как Эзоп.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.
Постановка учебной задачи урока
- Сегодня мы обратимся к жанру басни
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
- А с какой басней мы сегодня познакомимся вы сами узнаете, разгадав из каких басен эти крылатые выражения.
Игра “Крылатые выражения басен Крылова”
- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”, а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое, важное.
- Давайте вспомним, что такое басня?
- Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
III. Изучение нового материала. (10 мин)
Цель: познакомить с басней “Мартышка и очки”
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
1) Чтение басни наизусть учителем.
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться?
2) Словарная работа.
- Прочитайте слово, которое записано?
Невежда.
- Объясните смысл этого слова.
- Невежда - малообразованный человек.
- Прочитайте второе слово.
Невежа.
- Объясните значение этого слова.
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
- Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
- Какое из данных слов встречается в тексте басни?
IV. Физкультминутка. (1 мин)
Игра Эхо
Я начну стихотворение, а вы хором 3 раза повторяете окончания слов.
Собирайся детвора!
Начинается игра!
Сколько времени сейчас?
Как кричит в селе петух?
Сколько будет дважды два?
Это ухо или нос? (показать ухо)
Это локоть или глаз? (показать локоть)
Ну, а это что у нас? (показать нос)
Неужели это так?
Вы хорошие всегда?
Ведь шалите иногда?
V. Закрепление изученного. (15 мин)
1. Чтение басни учениками.
2. Выборочное чтение.
- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.
I. Завязка.
II. Развитие действия.
III. Кульминация.
IV. Развязка.
- Прочитайте первую часть. Как она называется?
- Прочитайте вторую часть. Как она называется?
- Прочитайте третью часть. Как она называется?
- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?
- А как называется следующая часть?
- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).
- Прочитайте мораль.
- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).
- А кто такой невежда, давайте вспомним.
3) Работа над языком басни.
- Сейчас поработаем над языком басни.
- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
- Зло не так большой руки.
- Что это означает?
- Не так уж большое горе.
- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”
- Купить, достать, приобрести.
- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?
- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.
- Очки не действуют никак – не помогают.
- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.
- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
- Проку на волос нет – очень мало пользы.
- Подберите синонимы к словам:
прок – польза
враки - неправда, обман, ложь
налгали – обманули
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.
- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.
4) Работа в парах.
а) отработать выразительное чтение басни
Что для этого надо сделать? (расставить паузы, логические ударения, определить интонацию, темп чтения)
С какой интонацией нужно читать мораль? (назидательной, поучительной)
Какой должен быть темп чтения? (средний, неторопливый)
б) проинсценировать басню.
Проверка.
5) Выразительное чтение басни по ролям.
6) работа по рабочей тетради
VI. Итог урока. (2 мин)
- С какой басней познакомились?
- Кто главный герой басни?
- Каких ещё животных наделил И. А. Крылов человеческими качествами в своих баснях?
VII. Домашнее задание. (1 мин)
- Выучить басню наизусть.
- Дополнительно
Блиц-турнир
1. Имя и отчество Крылова:
- Иван Сергеевич
- Иван Савич
- Лев Николаевич
- Иван Андреевич
2. Нравоучением в басне называется:
- правило
- закон
- мораль
- присказка
3. В каком произведении всегда есть мораль?
- В сказке
- В былине
- В басне
- В загадке
4. “Лишнее” слово в ряду других:
- сказка
- пословица
- поговорка
- басня
5. Мораль в басне может быть:
- в начале
- в середине
- в конце