Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2013 – апрель 2014)
Тип проекта: творческий, групповой
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Обеспечение проекта: аудио и видеозаписи, фотографии, иллюстрации со схемами, игровые атрибуты, методическая литература
Форма проведения итогового мероприятия: презентация
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)
Цель проекта – воспитание интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей творческой личности, умеющей принимать нестандартные решения и не боящейся этого.
Задачи проекта:
1. Составлять (“сочинять”) свою сказочную историю и “записывать” ее на полоске бумаги символами, используя сказочные персонажи, волшебные действия и другие компоненты сказки.
2. Развивать речеязыковую компетенцию, учить связно, последовательно и безбоязненно излагать свои мысли.
3. Обучать умению рассказывать свою сказку, где символы являются опорными сигналами, а записанная с их помощью сказка – опорным планом.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по изготовлению и оформлению сборника сказок, обогащению детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.
5. Формировать и развивать творческое воображение, гибкость, подвижность, независимость мышления, т.е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения.
6. Активизировать, стимулировать поисково-творческую активность детей путём внедрения приёмов ТРИЗ (синектики).
7. Обучать умению устанавливать ассоциативные связи, находить различные виды аналогий.
8. Учить выделять в предмете, персонаже самое главное и изображать его символом.
9. Обучать детей умению “записывать” текст знакомых сказок символами на полоске бумаги, связывать последовательность действий между собой стрелками.
Ожидаемые результаты по проекту.
- Развить языковую способность, творческий потенциал дошкольника, мыслительные процессы путем обучения построению модели сказочного содержания.
- Научить детей одному из приёмов ТРИЗа – технологии составления сказок по схемам. Выделять в произведении самое главное, изображать такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести свою сказку, что в будущем при обучении в школе позволит без затруднения составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.
- Научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, чувствовать радость и удовольствие от своих маленьких открытий и самостоятельно выполненной работы. Помочь преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, научить отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить оригинальные решения.
Этапы работы
Системная паутинка проекта
1. Познание.
- обучение детей приемам синектики (метода ТРИЗ)
- применение игр и игровых приемов на различные типы аналогий
- занятия по составлению (сочинению) сказок
2.Чтение художественной литературы
- Чтение художественной литературы, развивающей творческое мышление(стихов и сказок)
3. Коммуникация
- Беседы о строении сказок, о характерах сказочных героев, о прогнозировании их поступков и действий в разных сказочных ситуациях
- Обучение детей рассказыванию собственных сказок с помощью опорных сигналов (схем)
4. Социализация
Использование игр и игровых приемов в игровой, бытовой, трудовой деятельности детей
5. Безопасность
- Беседы о добре и зле, о взаимоотношениях сказочных героев,о возможности перенесения сказочных образов, персонажей в реальный мир.
- Характеристика отрицательных качеств героев, исходящей от них опасности, разбор и варианты различных ситуаций.
6. Художественное творчество
- Художественное оформление своих сказок, сборников (рисунки, аппликации, квиллинг, скраб-буккинг и т.д.)
- Выразительное рассказывание своей сказки
- Театральная деятельность (инсценировка сказки)
7. Музыка
Использование музыкальных фрагментов в течение работы над сочинением сказок, их инсценировки.
8. Режимные моменты
Использование игровых приемов ТРИЗ в повседневной жизни детей
9. Взаимоотношения с семьёй
- консультации для родителей
- беседы с родителями по оформлению сочиненных сказок в сборник
- выставка детских сборников сказок
- показ презентации родителям о проделанной работе по проекту.
Игровые приёмы с использованием синектики (метода ТРИЗ) при подготовке к сочинению сказок
Сочинение и составление схем сказок с помощью символов.
Условные графические изображения наиболее часто встречающихся в детских историях персонажей и понятий.
Приложение 4 (Графические символы.)
Приложение 5. Консультации для родителей
Приложение 6. Досуг. Тема: “Вечер сказок”.
Сборники сказок, изданные родителями и их детьми – участниками нашего проекта.