Правописание предлогов и приставок. 2-й урок. Урок рефлексии

Разделы: Русский язык


Цели:

Предметные:

  • отработать правило написания предлогов и приставок;

Метапредметные:

  • способствовать овладению способностью определять, формулировать цель   деятельности на уроке;
  • формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения за языковым материалом;
  • формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;

УУД:

Личностные:

  • воспитывать внимательность, самостоятельность;
  • развивать память и мышление;

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в парах, проявлять толерантность;

Регулятивные:

  • формирование умения корректировать дальнейшую деятельность;

Познавательные:

  • формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, приложение 1, приложение 2, фильм, смайлики.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

СЛАЙД №1

С добрым утром, начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!

1) Чистописание. (на классной доске)

Восемнадцатое декабря.

Классная работа.

- Зима, скоро Новый год. Все мы ждём праздника.

Ссс Ооо

2) Словарная работа.

Для словарной работы я несла слова, но нечаянно их рассыпала и получились анаграммы.

Давайте поиграем в интересную игру АНАГРАММЫ.

Сморим на экран, записаны анаграммы, необходимо расшифровать слова и записать их.

Слайд №2.

АКРАТНОКУ, ККХОЕЙ, ТЕИНРЕСНО, СТЧУВВО, ТИВКОЛЛЕК, РАВЗДВУЙСТ

- Записываем в тетрадях по цепочке, комментируем.

Слайд №3 - Проверяем.

Слайд №4.

- На какие группы можно разбить слова?

(Непроизносимые согласные, удвоенные согласные)

- Запомним, в понедельник включу их в словарный диктант.

II. Актуализация.

- На полу остались лежать буквы, из которых я составила буквосочетания.

Слайд №5

На, под, за, до, у, из, с

Что могут обозначать данные сочетания?

проблемная ситуация

- Проверяя ваши работы, я столкнулась с такими ошибками....

Слайд №6.

- Посмотрите на следующий слайд.

У одного ученика было так:

Ученик на рисовал снеговика на листе.

- У другого – так:

Ученик нарисовал снеговика на листе.

- Объединитесь в пары и обдумайте, где ошиблись ребята и почему?

(Ребята ошиблись, потому что ...)

- Как же нам не ошибиться, если приставка и предлог могут звучать одинаково?

СЛАЙД №7. ПРОВЕРКА.

- Создадим алгоритм наших действий

Делю доску на две части

Слайд №8.

- Что же у нас получилось?

ПРЕДЛОГ ПРИСТАВКА
1. Часть... 1.Часть ..
2.Пишется.... 2.Пишется...
3.Можно ..... 3. Нельзя.....

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

СЛАЙД №9

Правописание предлогов и приставок.

III. Работа по теме урока.

СЛАД №10 - ОСАНКА

1) Работа с карточками на доске.

- Тема нам понятна. Какова же цель нашего урока?

Молодцы.

- Будем следовать к нашей цели.

(до)ехал, (от)красного, (по)дороге, (до)деревни, (на)кричал, (по)бежал, (под)машину, (под)зелёное, (на)собаку, (под)лез, (про)читал, (про)завод, (на)клеил, (на)ветвистом, (на)стену

существительное прилагательное глагол
     

1) - Прочитайте слова.

Подумайте, на какие группы их можно распределить?

(по частям речи, на словарные и не, ...)

- В целях нашего урока мы распределим слова по частям речи, сразу указываем предлоги и приставки.

2 группа им.существительные, 3 группа им.прилагательные, 1 группа – глаголы

Выходим по одному, передаём эстафету другому, при необходимости исправляем товарища

- Докажем, почему так распределили слова.

(глаголы – это.., им.существительное – это..., им.прилагательное – это)

- Какие знания помогли вам в решении задания?

- Устали. Отдохнём.

СЛАД №11.Физминутка.

Если слово употреблено с предлогом – топаем, если употреблено с приставкой – хлопаем.

ДЛЯ ДРУГА, В ДОМЕ, ЗАШЁЛ, ПО ОВРАГУ, ЗАПЛЯСАЛ,

С КРУТОГО, ОТПРЫГНУЛ, В УГЛУ, ПОД ВЕТВИСТЫМ,

ЗАПИСАЛ, О ЯГОДАХ, ПРОБРАЛСЯ

- Что помогало вам не ошибиться?

СЛАД №12..

3) Работа с текстом в учебнике на с.133 №262.

1. Все мы любим узнавать что-то новое. Вот и я приготовила небольшой фильм. Внимательно посмотрите. (Фильм о летучих рыбах)

- Что интересного вы узнали из фильма.

(Действительно существует рыба, которая научилась летать. )

2. Прочитайте о летучей рыбе в учебнике с 133№262.

3. Самостоятельно выполните упражнение по заданию в учебнике.

4. Проверим. Поменяйтесь с товарищем. Проверьте. Теперь сравните с текстом на слайде.

СЛАЙД №13. Проверка текста.

Летучая рыба.

Неслась под водой рыба, сама себя хвостом подгоняла.

Разогналась, из воды выскочила, крылья – плавники расправила и полетела. И обратно в воду – шлёп!

СЛАД №14. Физминутка для глаз.

СЛАЙД №15

2) Самостоятельная работа по уровневым карточкам

- А сейчас поработаем по силам. Я приготовила карточки. Кто твёрдо уверен в своих силах, берёт карточку белого цвета, кто сомневается – жёлтого цвета, кто не уверен – зелёного цвета. Я проверю у тех, кто первым справится с работой, а у всех проверю позже и поставлю оценку.

(Приложение 1)

1-й уровень

- Необходимо раскрыть скобки

(На)летели (на)мальчика гуси, (у)несли (у)сестрицы братца. (За)плакала Алёнушка (от)горя. (По)бежала (по)чистому полю, (до)бежала (до)речки студёной, (про)дорогу (у)речки спросила.

2-й уровень

- Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

(На)л..тели (на)мал..чика гуси, (у)н..сли (у)с..стрицы братца. (За)плакала Алёнушка (от)горя. (По)б..жала (по)чистому полю, (до)б..жала (до)реч..ки студёной, (про)д..рогу (у)речки спросила.

3-й уровень

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и слова.

(На)л..тели .... мал..чика гуси, (у)н..сли .... с..стрицы братца. (За)плакала Алёнушка .... горя. (По)б..жала .... чистому полю, (до)б..жала .... реч..ки студёной, (про)д..рогу .... речки спросила.

- Отложите работы и скажите, какое знание помогало вам справиться с заданием?

IV. Рефлексия.

СЛАД №16

- Ну что ж! Пришло время посмотреть, следовали ли вы алгоритму, который сами составили в начале урока для того, чтобы не ошибиться при написании предлогов и приставок.

1.У вас на столах зелёные и жёлтые карточки. Заполните в них пропуски. (Приложение 2)

2. Поменяйтесь карточкой с товарищем и проверим по слайду.

Слайд №8

ПРЕДЛОГ ПРИСТАВКА
1. Часть... 1.Часть ..
2.Пишется.... 2.Пишется...
3.Можно ..... 3. Нельзя.....

Слад №17. “Смайлики”.

- Я считаю, что мы поработали хорошо. А вы как считаете? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение ...

VI. Д/З: с. 134 №263

Спасибо за урок!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Слайд №11.

3) Работа с фразеологизмами – игра.

(Работаем с интерактивной доской или на слайде)

КРАСНЕЛ ЛОЖКЕ
С ГОРАТЬ НАНОСУ
КАК ВОДЫ ВРОТ НА БРАЛ
ВЧАС ПОЧАЙНОЙ ОТСТЫДА
КАК СНЕБА С ВАЛИЛСЯ
ЗА РУБИТЬ ДОУШЕЙ

- Перед вами рассыпанные словосочетания. Необходимо их восстановить.

1. Соединим части словосочетания фломастером. Выходим по одному, эстафету передаём другому, если есть ошибки в написании, исправляем, указываем предлоги и приставки. Если товарищ допустил ошибку, исправляем.

2. Прочитаем получившиеся словосочетания. Как они называются?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения.)

4) Устно придумаем предложение с 1 фразеологизмом.