Цели:
Предметные:
- отработать правило написания предлогов и приставок;
Метапредметные:
- способствовать овладению способностью определять, формулировать цель деятельности на уроке;
- формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения за языковым материалом;
- формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую;
УУД:
Личностные:
- воспитывать внимательность, самостоятельность;
- развивать память и мышление;
Коммуникативные:
- формировать умение работать в парах, проявлять толерантность;
Регулятивные:
- формирование умения корректировать дальнейшую деятельность;
Познавательные:
- формирование умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, приложение 1, приложение 2, фильм, смайлики.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
СЛАЙД №1
С добрым утром, начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
1) Чистописание. (на классной доске)
Восемнадцатое декабря.
Классная работа.
- Зима, скоро Новый год. Все мы ждём праздника.
Ссс Ооо
2) Словарная работа.
Для словарной работы я несла слова, но нечаянно их рассыпала и получились анаграммы.
Давайте поиграем в интересную игру АНАГРАММЫ.
Сморим на экран, записаны анаграммы, необходимо расшифровать слова и записать их.
Слайд №2.
АКРАТНОКУ, ККХОЕЙ, ТЕИНРЕСНО, СТЧУВВО, ТИВКОЛЛЕК, РАВЗДВУЙСТ
- Записываем в тетрадях по цепочке, комментируем.
Слайд №3 - Проверяем.
Слайд №4.
- На какие группы можно разбить слова?
(Непроизносимые согласные, удвоенные согласные)
- Запомним, в понедельник включу их в словарный диктант.
II. Актуализация.
- На полу остались лежать буквы, из которых я составила буквосочетания.
Слайд №5
На, под, за, до, у, из, с
Что могут обозначать данные сочетания?
проблемная ситуация
- Проверяя ваши работы, я столкнулась с такими ошибками....
Слайд №6.
- Посмотрите на следующий слайд.
У одного ученика было так:
Ученик на рисовал снеговика на листе.
- У другого – так:
Ученик нарисовал снеговика на листе.
- Объединитесь в пары и обдумайте, где ошиблись ребята и почему?
(Ребята ошиблись, потому что ...)
- Как же нам не ошибиться, если приставка и предлог могут звучать одинаково?
СЛАЙД №7. ПРОВЕРКА.
- Создадим алгоритм наших действий
Делю доску на две части
Слайд №8.
- Что же у нас получилось?
ПРЕДЛОГ ПРИСТАВКА 1. Часть... 1.Часть .. 2.Пишется.... 2.Пишется... 3.Можно ..... 3. Нельзя.....
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
СЛАЙД №9
Правописание предлогов и приставок.
III. Работа по теме урока.
СЛАД №10 - ОСАНКА
1) Работа с карточками на доске.
- Тема нам понятна. Какова же цель нашего урока?
Молодцы.
- Будем следовать к нашей цели.
(до)ехал, (от)красного, (по)дороге, (до)деревни, (на)кричал, (по)бежал, (под)машину, (под)зелёное, (на)собаку, (под)лез, (про)читал, (про)завод, (на)клеил, (на)ветвистом, (на)стену
существительное прилагательное глагол
1) - Прочитайте слова.
Подумайте, на какие группы их можно распределить?
(по частям речи, на словарные и не, ...)
- В целях нашего урока мы распределим слова по частям речи, сразу указываем предлоги и приставки.
2 группа им.существительные, 3 группа им.прилагательные, 1 группа – глаголы
Выходим по одному, передаём эстафету другому, при необходимости исправляем товарища
- Докажем, почему так распределили слова.
(глаголы – это.., им.существительное – это..., им.прилагательное – это)
- Какие знания помогли вам в решении задания?
- Устали. Отдохнём.
СЛАД №11.Физминутка.
Если слово употреблено с предлогом – топаем, если употреблено с приставкой – хлопаем.
ДЛЯ ДРУГА, В ДОМЕ, ЗАШЁЛ, ПО ОВРАГУ, ЗАПЛЯСАЛ,
С КРУТОГО, ОТПРЫГНУЛ, В УГЛУ, ПОД ВЕТВИСТЫМ,
ЗАПИСАЛ, О ЯГОДАХ, ПРОБРАЛСЯ
- Что помогало вам не ошибиться?
СЛАД №12..
3) Работа с текстом в учебнике на с.133 №262.
1. Все мы любим узнавать что-то новое. Вот и я приготовила небольшой фильм. Внимательно посмотрите. (Фильм о летучих рыбах)
- Что интересного вы узнали из фильма.
(Действительно существует рыба, которая научилась летать. )
2. Прочитайте о летучей рыбе в учебнике с 133№262.
3. Самостоятельно выполните упражнение по заданию в учебнике.
4. Проверим. Поменяйтесь с товарищем. Проверьте. Теперь сравните с текстом на слайде.
СЛАЙД №13. Проверка текста.
Летучая рыба.
Неслась под водой рыба, сама себя хвостом подгоняла.
Разогналась, из воды выскочила, крылья – плавники расправила и полетела. И обратно в воду – шлёп!
СЛАД №14. Физминутка для глаз.
СЛАЙД №15
2) Самостоятельная работа по уровневым карточкам
- А сейчас поработаем по силам. Я приготовила карточки. Кто твёрдо уверен в своих силах, берёт карточку белого цвета, кто сомневается – жёлтого цвета, кто не уверен – зелёного цвета. Я проверю у тех, кто первым справится с работой, а у всех проверю позже и поставлю оценку.
1-й уровень
- Необходимо раскрыть скобки
(На)летели (на)мальчика гуси, (у)несли (у)сестрицы братца. (За)плакала Алёнушка (от)горя. (По)бежала (по)чистому полю, (до)бежала (до)речки студёной, (про)дорогу (у)речки спросила.
2-й уровень
- Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
(На)л..тели (на)мал..чика гуси, (у)н..сли (у)с..стрицы братца. (За)плакала Алёнушка (от)горя. (По)б..жала (по)чистому полю, (до)б..жала (до)реч..ки студёной, (про)д..рогу (у)речки спросила.
3-й уровень
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и слова.
(На)л..тели .... мал..чика гуси, (у)н..сли .... с..стрицы братца. (За)плакала Алёнушка .... горя. (По)б..жала .... чистому полю, (до)б..жала .... реч..ки студёной, (про)д..рогу .... речки спросила.
- Отложите работы и скажите, какое знание помогало вам справиться с заданием?
IV. Рефлексия.
СЛАД №16
- Ну что ж! Пришло время посмотреть, следовали ли вы алгоритму, который сами составили в начале урока для того, чтобы не ошибиться при написании предлогов и приставок.
1.У вас на столах зелёные и жёлтые карточки. Заполните в них пропуски. (Приложение 2)
2. Поменяйтесь карточкой с товарищем и проверим по слайду.
Слайд №8
ПРЕДЛОГ ПРИСТАВКА 1. Часть... 1.Часть .. 2.Пишется.... 2.Пишется... 3.Можно ..... 3. Нельзя.....
Слад №17. “Смайлики”.
- Я считаю, что мы поработали хорошо. А вы как считаете? Выберите смайлик, который отражает ваше настроение ...
VI. Д/З: с. 134 №263
Спасибо за урок!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Слайд №11.
3) Работа с фразеологизмами – игра.
(Работаем с интерактивной доской или на слайде)
КРАСНЕЛ ЛОЖКЕ С ГОРАТЬ НАНОСУ КАК ВОДЫ ВРОТ НА БРАЛ ВЧАС ПОЧАЙНОЙ ОТСТЫДА КАК СНЕБА С ВАЛИЛСЯ ЗА РУБИТЬ ДОУШЕЙ
- Перед вами рассыпанные словосочетания. Необходимо их восстановить.
1. Соединим части словосочетания фломастером. Выходим по одному, эстафету передаём другому, если есть ошибки в написании, исправляем, указываем предлоги и приставки. Если товарищ допустил ошибку, исправляем.
2. Прочитаем получившиеся словосочетания. Как они называются?
(Фразеологизмы – это устойчивые выражения.)
4) Устно придумаем предложение с 1 фразеологизмом.