Из опыта работы учителя-логопеда высшей категории Балахоновой Татьяны Александровны.
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и решить
более трудные задачи, чем самостоятельно.
Л.С. Выготский
Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть.
Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь на их занятиях.
Пособие “Звуковые человечки”.
Программное содержание: познакомить детей со звуками речи; учить составлять схемы слогов и слов; учить дифференцировать звуки родного языка.
Описание работы с пособием: при прохождении нового звука выставляется звуковой человечек. Дети дают характеристику звуку, смотря на него. Изображение звукового человечка полностью соответствует характеристике звука. Гласные звуки представлены в виде девочек в красных костюмчиках, на шапочках у них по два колокольчика (это свидетельствует о том, что они тянутся, поются и гласят, потому что во рту нет никаких преград. А ротики открыты и похожи на геометрические фигуры, которые условно напоминают артикуляцию губ при произнесении каждого гласного звука.
Согласные звуки представлены мальчиками в синих (твёрдые согласные) и зелёных (мягкие согласные) костюмчиках. Одни мальчики с колокольчиками на шапочках (звонкие согласные), другие с помпончиками (глухие согласные звуки). Ротики у них закрыты, что свидетельствует о том, что эти звуки не тянутся, не поются и не гласят, потому что при произнесении во рту имеется преграда. Звонкость – глухость звуков определяется тактильным способом - ребёнок произносит согласный звук и одновременно прикладывает тыльную сторону ладони к горлышку, тем самым может почувствовать наличие или отсутствие работы голосовых связок. Преграду во рту можно увидеть в зеркале при произнесении звука (язычок внизу и посредине желобок, поднят в виде чашечки, вибрирует наверху или отталкивается от зубов и т. д.). Приложение 1, рис.1, 2.
Советы родителям.
Как выполнять задания логопеда, если дома нет таких звуковых человечков? Очень просто! Вместо них можно вырезать из красного картона геометрические фигуры по артикуляции гласных звуков: большой круг – звук [a], маленький круг – звук [у], овал в высоту – звук [o], овал в длину – звук [э], полукруг – звук [ы], прямоугольник – звук [и]. Ещё вырезать синий (твёрдый согласный звук) и зелёный (мягкий согласный звук) кружочки, внутри которых нарисовать колокольчики – это звонкие согласные, а такие же кружочки, внутри которых колокольчики перечёркнуты накрест – это глухие согласные звуки. При составлении слогов и слов гласные звуки узнаются и читаются сразу из-за их артикуляции, а насчёт согласных взрослый договаривается с ребёнком, например, сейчас мы будем читать слоги со звуком [м], поэтому берём синий кружочек с колокольчиком внутри и соединяем его с гласными звуками или работаем со звуком [мь], поэтому берём зелёный кружочек с колокольчиком внутри и соединяем его со звуком [и], который стоит на втором месте в слоге, т. е. после зелёного кружочка - звука [мь].
Одновременно со звуковыми человечками на занятиях по звукопроизношению детей знакомят со схемой, которая повторяет характеристику звуков. Она помогает дать характеристику любому звуку в более подробной форме, т. е. по плану:
- гласный звук или согласный;
- звонкий или глухой;
- твёрдый или мягкий.
“Что же это за интересные и непонятные обозначения?” - спрашивают меня удивлённые родители. “И неужели наши дети могут в ней что-то понимать?”
Могут и даже очень могут, дорогие родители! Детям эта схема не только понятна, но и очень интересна!
Схема разделена на две половинки. Левая часть посвящена гласным звукам. Верхняя строка рассказывает о том, что звук гласный, потому что он тянется, поётся и гласит (нотный знак) и во рту нет никаких преград (ротик открыт). Серединная строка подсказывает, на какую фигуру похож ротик во время произнесения конкретного гласного звука (это дети ещё одновременно могут наблюдать в зеркалах, которые перед ними стоят на занятии). А нижняя строка заставляет детей задуматься, ударный или безударный изучаемый звук в слове (тема подготовительной к школе группы).
Правая часть схемы посвящена согласным звукам. Верхняя строка помогает ребятам рассказать о том, что звук согласный, потому что он не тянется, не поётся, не гласит (нотка перечёркнута накрест), потому что во рту есть преграда (ротик закрыт). Одновременно с этим дети рассматривают эту преграду во рту в зеркала, стоящие перед ними на партах. Серединная строка поможет определить, какой это согласный – звонкий или глухой (перечёркнутый колокольчик), для этого ребята прикладывают к горлышку ладонь тыльной стороной и имеют возможность почувствовать наличие или отсутствие вибрации голосовых связок. Нижняя строка даёт возможность тактильно определить твёрдый или мягкий данный согласный звук (приклеенные деревянная пластинка и ватный диск), одновременно с этим дети произносят его и слушают, как звучит звук на слух, да ещё перед ними всё время находится звуковой человечек, который одет в синий (твёрдый), или зелёный (мягкий) костюмчик, на шапочке колокольчик (звонкий) или помпончик (глухой звук). Приложение 1, рис.3.
Советы родителям.
Рекомендую дома сделать аппликацию из цветной бумаги или нарисовать цветными карандашами такую схему на белом картоне форматом А4. Это существенно облегчит выполнение домашних заданий с детьми, сделает их более интересными и понятными.
Как только дети знакомятся с определённым звуком, мы сразу начинаем учить их слышать этот звук в ряде других звуков, слогов и слов. Конечно, самым трудным заданием является услышать звук в слове и определить его позицию в нём. Сразу надо сказать о том, что позиции звука в слове бывает только три – это начало слова, т.е. самый первый звук в слове, конец слова, т. е. самый последний звук в слове и середина слова, т. е. любое место между началом и концом слова.
С этим мне помогает справиться ещё одно очень интересное пособие.
Пособие “Домики”.
Программное содержание: учить детей определять место звука в слове (вообще эти домики многоцелевые, но о других видах работы с ними я расскажу в следующих публикациях).
Описание работы с пособием: перед детьми выставляются домики, на которых в специальных кармашках вставлены карточки-схемы слов (разделённые на три части – позиции звуков в словах). На этих карточках нарисованы кружочки, которые и будут подсказывать детям название позиции звука в слове.
Например, сегодня мы работаем со звуками [м] и [мь]. У каждого ребёнка по две картинки, в которых слышатся эти звуки в той или иной позиции. Дети по очереди выходят к доске, называют одну из картинок, вслушиваются в слово и определяют, в какой позиции этот звук слышится, только после этого кладут картинку в определённый домик и т. д.
Этот ряд выставленных домиков я называю “улицей слов”, звуковой человечек (с которым мы работаем на занятии) берёт картинку и “бежит” по этой улице, а логопед с детьми поют слово так, чтобы изучаемый звук чётко слышался в слове, где мы его услышим, в том домике и будет жить картинка – слово. Ребята очень любят эту игру. Приложение 2, рис.1.
Советы родителям.
Проработать это задание дома – очень трудная задача не только для детей, но и для самих родителей. Взрослые не могут своим детям объяснить, как же услышать эту “вредную” позицию звука в слове. Я советую вырезать из белого картона прямоугольник примерно 18 см. длиной и 6 см. шириной, разделить его на три части чёткими жирными линиями, но кружочков – помощников туда клеить не надо, пусть эта схема слова будет чистой. Просто, когда будете с ребёнком определять место заданного звука в слове, вовремя пропевания слова звук, прижатый пальчиком к схеме, будет плавно “бежать” по слову, где он “выскочит”, в том квадратике его и остановите. А потом уточните с ребёнком название этой позиции в слове, например, значит звук [м] в слове мм-мак слышится в начале слова и т.д.
И ещё одно правило должны знать дети о звуках:
ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, НО НЕ ВИДИМ.
Но как же это правило выучить с малышами, если они не умеют читать? Как они вообще могут его вспомнить? В этом мне помогает нарисованное правило на альбомном листе. В нём нет ничего непонятного - каждый рисунок помогает вспомнить слова этого правила. Приложение 2, рис.2.
Основные задачи этих пособий: знакомство со звуками речи, умение различать их в речевом потоке, выработка привычки следить за правильным произношением, обучение чтению и анализу звуковых слогов, развитие фонематического слуха. Зачем это нужно? Это поможет в школе грамотно писать под диктовку, пересказывать прослушанный текст, читать и понимать то, что прочёл сам.
Чтобы всё это стало явью, одного лишь желания недостаточно. Нужно волшебство, которое помогло бы поверить в свои силы и превратило бы скучные правила в увлекательные игры. Я эти игры успешно использую на своих занятиях в детских садах уже много лет, а у моих детей на этом фундаменте успешно складывается учёба в начальной школе. Используя эти игры сегодня, Вы, дорогие родители сможете сделать выполнение домашних заданий более интересными, поможете малышу не забыть то, что он изучал с логопедом в детском саду и сами подготовитесь к поступлению в школу Вашего драгоценного чада с пониманием дела. А я буду помогать Вам в этом своими периодическими советами.