Возраст детей: 5–7 лет.
Цель: создать условия для обобщения и закрепления представлений детей о времени.
Задачи:
- Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности.
- Способствовать развитию связной речи, артистизма.
- Обогащать двигательный опыт детей в танце.
- Способствовать расширению представлений о времени.
- Обеспечить атмосферу праздника, психологическое благополучие каждого ребенка.
Оборудование: костюмы героев сказки, фонограммы музыкального репертуара, презентация, мультимедиа, проектор, компьютер, музыкальный центр, домик для кукушки, лейка, метла, прищепки, 2 ленты для игры, песочные часы, конструктор, цифры для танца, наручные часы на каждого ребенка.
Действующие лица: ведущие (2 взрослых, 2 детей), Солнышко, Петух, Кукушка, Лев, Кошка, Лягушка, пес Гаврила, Лиса, котята.
Ход занятия
Дети заходят в зал, выполняя танцевальные движения под музыку Георгия Свиридова “Время, вперед!”
Ведущий:
Добрый день, мои друзья, собрались мы здесь не зря,
Путешествие ждет нас, о часах начнем рассказ.
Как люди время узнавали, и как часы изобретали.
Какие есть часы на свете, расскажем мы и наши дети.
Ребенок: Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу.
Звучит музыка Э.Грига выходит ребенок в костюме солнышка
Солнышко:
Я – солнышко лучистое, яркое, игристое,
На землю лью тепло и свет уж миллионы долгих лет.
Как только я взойду на небосклоне – встают все люди на работу, в поле.
А спрячусь за леса, за море – пора домой, ведь ночь уж вскоре.
Дети исполняют песню “Я и Солнышко” (Е.Зарицкая)
Ведущий: Часы, которые человек изобрел, наблюдая за солнцем, за сменой дня и ночи назывались... солнечными. Но пользоваться ими человек мог не всегда. Как вы думаете, почему? (потому что в пасмурную погоду они не работали, не было тени...) Думал человек, думал, и изобрел водяные часы. Но и они оказались неудобными. Почему? (потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд, а человек не мог постоянно находиться дома) Тогда стали многие люди пользоваться “живыми” часами.
В деревне есть часы такие, громкие они, живые.
Ходят без завода, птичьего они рода.
Кто же это, скажем вслух – очень красочный... петух.
А вот и он к нам в гости пожаловал.
Выходит петух
Петушок:
Я – Петушок, золотой гребешок,
Рано утром встаю, людям знак я даю.
Всем пора уже вставать, и работать начинать.
Вот и мы не будем спать, а работая - играть.
Нам сейчас в командах нужно,
Дом построить вместе, дружно.
Прокричав: Ку-ка-ре-ку,
Я к игре сигнал даю.
(Дети строятся в 2 команды друг за другом. В каждой команде набор строительного материала.
По сигналу Петушка, первый игрок команды берет 1 предмет, бежит вперед до условного обозначения и ставит его, затем возвращается в команду. Второй игрок совершает те же действия и т.д. Игра закончится тогда, когда игроки двух команд используют все предметы строительного материал, и построят каждая свой дом)
Ведущий: По крику петуха люди определяли время, но и это вскоре стало неудобно. Почему? (Петух спал, сидя на жердочке и во время сна мог с нее упасть. Упав с жердочки, петух начинал кукарекать раньше, а люди думали, что наступило время для работы) Думал человек, думал, и придумал – песочные часы.
Два стеклянных пузырька соединили вместе, внутри поместили песок. Песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Значит, прошло 1, 3, 5 минут. Часы переворачиваются и отсчет продолжается.
Именно минута – кирпичик времени, и именно из этих самых кирпичиков собирается наша с вами жизнь. Одна минута. Много это или мало? Что можно сделать за одну минуту? Давайте мы сейчас с вами и узнаем.
Конкурс “Чья команда больше прищепок прицепит на веревку за 1 минуту?”
(Два ребенка из каждой команды держат веревку, другие дети встают напротив них друг за другом. По команде 1ый игрок команды берет прищепку, добегает до веревки, прицепляет ее и возвращается в свою команду, далее бежит следующий участник. Игра заканчивается по истечении 1 минуты. Затем подсчитывается количество прицепленных прищепок в каждой команде. Побеждает та команда, у которой прищепок больше)
Конкурс “Чья команда сможет простоять 1 минуту на 1 ноге”
(команды встают в две шеренги напротив друг друга; игроки, которые поставят поднятую ногу на пол – выходят из игры; побеждает та команда, в которой останется больше игроков; отсчет времени идет по песочным часам)
Ведущий: И вот, наконец, в 1787 году, американец Леви Хатчинс изобрел первый механический будильник. Прогресс, наука ушли далеко вперед. Человек изобрел самые разные часы. О них сейчас расскажут дети:
1.
Часы бывают разные, есть детские, есть главные,
Будильники пузатые, настенные, глазастые.
2.
Есть ходики чудесные и каждому известные,
Цветочные, живые, и даже сказочные, вот такие!
3.
Карманные почтенные, наручные надменные,
Настольные серьезные, и башенные грозные.
4.
Песочные стройняшки, спортивные близняшки,
Скромняги электронные, да солнечные сонные.
5.
Бегут часы по кругу и все им нипочем,
Шаги, часы, минуты чеканят день за днем.
Танец “Часики”
Инсценировка “Часы с кукушкой”
Ребенок:
Даже в сказках есть часы,
Очень там они нужны.
Эту сказку вам покажем,
Обо всем мы вам расскажем,
Вы садитесь-ка удобно,
И смотрите все подробно.Если путь ваш на восток,
Можно встретить городок.
В нем полным - полно друзей,
Дружных, сказочных зверей.Заяц, волк, лягушка, лев,
Кошка, пес, котята,
Очень хитрая во всем
Лиса и кукушата.Неподалеку от лисы -
На самой главной площади,
Все время тикают часы,
Передвигая ходики.Над часами стоит дом,
Слышно в доме пение.
А живет кукушка в нем,
Она – царица времени.
Песня “Ходики с кукушкой” (муз. и сл.Синявский П.)
Кукушка: (из домика) КУ - КУ! КУ - КУ!
вылетает из домика
Кукушка:
КУ - КУ! КУ - КУ!
Счет часам веду я точно,
Только надо в лес мне срочно.
К милым сердцу кукушатам -
Моим маленьким ребятам.
Мамой все меня зовут -
Сегодня в гости к себе ждут.
Только время все спешит
И на месте не стоит.
Поет припев песни “Тик-так”
Тик-так, тикают часы,
Тикают часы, отмеряя шаг.
Тик-так, тикают часы,
Тикают часы, тик-так.
Ребенок:
И по этим вот часам
Звери в городе живут,
Дети в школу по утрам,
В лапы, взяв портфель, идут.
У других свои заботы,
Надо утром на работу:
Вот лягушка за водой,
Пес метет своей метлой.
А лиса – у самовара
Ждет гостей своих с базара.
Котик рядом со щенком
пьет парное молоко.
Все друг друга уважают,
Никого не обижают.
Все:
Если нам не ссорится,
То работа спорится.
Ребенок:
И заметил мудрый лев,
На кукушку посмотрев.
Лев:
Что случилося, соседка,
Суетишься, как наседка?
Давно тебя такой не видел,
Может, кто тебя обидел?
Кукушка:
Я давно уж не встречала
Милых сердцу кукушат,
Моих маленьких ребят.
Я хочу их повидать.
Надо срочно к ним слетать.
Меня не будет лишь три дня,
Замените вы меня.
Кукушка улетает, лев ходит возле зверей, думает, говорит
Лев:
Посоветуйтесь друг с другом.
Кто же сядет за часы?
Ребенок:
Плавно хвостиком виляя,
Вся пушистая такая,
Засидевшись у окошка,
Грациозно вышла кошка.
Кошка:
Я, конечно, не кукушка,
Но с моею красотой
Эта сложная задача
Очень кажется простой.
Поет песню “Кошка, которая гуляет сама по себе”, муз. А.Рыбников
Кошка: Но вам быть может, помогу.
Кошка уходит в домик с часами
Ребенок:
Два часа - часы не врут -
Где же кошка? Тут как тут! (выглядывает)
Дверь тихонько заскрипела,
Кошка вышла и запела.
Кошка: МЯУ - МЯУ!
На экране ночь, звезды
Ребенок:
Ночь тихонько наступила,
И зверей всех удивила:
Кошка спела, а в ответ
Сто котов ей шлют привет.
Танец котов.
После танца кошка уходит в дом, зевает, засыпает.
Наступает утро. Появляется солнышко.
Ребенок:
Утро. Солнышко. Чуть свет.
На работу бы успеть.
А часы еще молчат
И мяукать не хотят.
Звери очень удивились. (звери стоят около часов)
Все: Где же "МЯУ" в 7 часов?
кошка выглядывает из домика с часами и шипит
Ребенок: Зашипела на них кошка.
Кошка:
Я должна поспать немножко!
Всю я ночку прогуляла,
Глаз своих я не смыкала.
Кошкам утром нужно спать,
До обеда отдыхать.
Звери машут на кошку лапами и отходят
Ребенок: И решили звери -
Лев:
Кошке трудно верить!
Нужны новые часы,
Но с умом и без красы!
Звучит музыка, вперед выходит лягушка
Лягушка:
Я кукушкой быть могу,
Так и быть, вам помогу!
Быть часами - вот беда?
Квакнуть раз, и квакнуть два.
Сделаю я все достойно -
Вы работайте спокойно.
Ребенок:
И пошли у них дела,
Как в былые времена.
Вот взяла лягушка лейку
Дом и стрелки полила.
А потом она запела,
Точно квакала она.
Песня Лягушки
1.
Я - лягушка зелена,
И красива, и стройна,
Пучеглазые глаза -
Это вся моя краса.
Припев: Ква, ква - воду лью,
На часах я здесь стою. (2 раза)
2.
Буду точно квакать я -
Это, знать, судьба моя.
Здесь покой и уют,
Я еще часы полью.
Припев.
Ребенок:
Только стрелки заржавели,
Мхом зарос наш циферблат,
И часы остановились,
Тикать больше не хотят.
Звери садятся на колени возле дома с часами.
Пес:
Вы поверьте мне, друзья!
Буду точно лаять я! Гав – гав!
Вы делами занимайтесь
И друг другу улыбайтесь.
Этот дом как конура,
Мне здесь будет не до сна. (заходит в дом, выглядывает из окна)
Ребенок:
Вдруг увидел пес Гаврила,
Как лиса засуетилась,
Быстро-быстро заходила,
Как-то вся преобразилась.
Лиса:
Курочку я украду
И задами убегу.
Ребенок:
Все Гаврила видит, знает. (пес следит за лисой.)
И лису он примечает.
Пес:
Ах ты, рыжая воровка,
Вот сейчас поймаю ловко! Гав – гав! (раздается лай, Лиса убегает, пес бежит за ней)
Ребенок:
Снова город без кукушки,
Стрелки движутся вперед.
Что же делать без подружки?
Это место лев займет!
Лев:
Лишь бы в домик поместиться,
Я - большой, а дом для птицы.
Не влезает морда, грива,
Хвост снаружи - некрасиво. (Лев залезает в домик)
Ребенок:
Льва увидев на верхушке,
Удивляется народ!
Как же ты такой огромный
Морду высунешь вперед?
Ребенок:
В полночь лев так зарычал -
Мир такого не слыхал.
Город весь он разбудил,
Фонари все затушил.Утром звери спозаранку
Появились на полянке.
Все с больною головой
Да и лев как сам не свой.
Лев:
Когда кукушка прилетит?
Мы жить по времени хотим!
Не ладятся у нас дела,
И жизнь вся кубарем пошла.
Песня зверей о часах.
На сосне часы идут, идут, стрелками сверкая,
Ровно в полдень мы по ним всегда время проверяем.
Серебристый голосок у кукушки нашей.
Нет милей во всем лесу ее, голосочка краше.
И доносится: "КУ - КУ! "
Нам в пути и дома.
Любит слушать вся земля
Голосок знакомый.
Любит слушать вся земля, любит слушать вся земля
Любит слушать вся земля голосок знакомый.
Прилетает кукушка.
Кукушка: КУ - КУ!
Ребенок:
Вот обрадовались звери,
Заплясали и запели.
Лапками захлопали,
Задними затопали.
Кукушка в домик залетела,
И “Ку – Ку!” свое пропела.
День и ночь - так круглый год.
Песнь свою она поет.
Стало ясно всем зверям,
Все: Без кукушки нам нельзя!
Песня “Тик-так” (муз.А.Островский, сл.З.Петрова)
Ребенок:
Ведут часы секундам счет,
Ведут часы минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Песня-танец “Часики” из м/ф “Фиксики”
Ведущий: Ребята, в заключение нашего праздника каждого из вас ждет необычный подарок. Может быть, вы уже догадались, что это за подарок? Чтобы вы всегда шли в ногу со временем и никогда не отставали, мы каждому из вас вручаем наручные часы. Помните: “Делу – время, потехе – час!”. (каждому ребенку ведущий вручает часы)
Литература.
1. Зубанова Е. “Развлечение для детей старшего дошкольного возраста “Часы с кукушкой”.