Цели урока:
- дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи;
- учить выделять ключевые слова в тексте (при чтении и на слух);
- развивать навыки устного и письменного изложения текста, мотивацию к творческой деятельности.
Планируемые результаты:
- учащиеся узнают типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- учатся различать их;
- узнают признаки повествования;
- учатся составлять план текста, последовательно излагать текст, объяснять языковые явления.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы готовимся к написанию изложения о старой музыкальной шкатулке. Нам нужно хорошо разобраться в тексте, чтобы понять , какую мысль хотел донести до нас писатель, каким жизненным опытом поделиться. Автором нашего текста является известный писатель К.Г.Паустовский. Нам известны такие его рассказы, как “Подарок”, “Правая рука”, “Какие бывают дожди”, “Прощание с летом” и другие. Паустовский много путешествовал по родной стране, рыбачил на глухих озёрах, ночевал в лесах и лугах, в избушках лесников, встречался с охотниками и бакенщиками они помогали ему полнее и глубже узнавать свою Родину. Особенно любил автор Мещёрский край. Впечатления от Мещёры отразились в его рассказах “Золотой линь”, Заячьи лапы” и многих других. Отрывок для нашего изложения взят из рассказа “Жильцы старого дома”.
3. Выразительное чтение текста учителем (упр.№ 283)
4. Лексическая работа: объяснение значения слова “ходики” - простейшие настенные часы с маятником и гирями; мелодия - последовательный ряд звуков, создающий мотив; изумление – сильное удивление.
5. Орфографическая работа: запись слов переливающийся, стеклянный, как-то, какая-нибудь, многолетний, таинственный, неожиданно, как мы ни бились.
6. Понятие о типах речи. Повествование.
Повествование рассматривается как “рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности”. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.
7. Беседа по содержанию. Вопросы для беседы:
Назовите тему нашего текста. Зачем Паустовский рассказал об этом случае?
Какого типа речи наш текст? Докажите это. Какие варианты заглавия можно подобрать? Какие слова можно считать ключевыми, т.е. такими, которые несут основную смысловую нагрузку, без которых нельзя обойтись? Запишем эти слова на доске и в тетрадях: старые вещи, чердак, чёрная музыкальная шкатулка, не играла, была испорчена, чудесный звон, шкатулка проснулась, проиграла все песни, замолчала. К какому стилю речи можно отнести текст?
8. Составление плана.
Старые вещи.
Неожиданная находка.
Как устроена шкатулка.
Шкатулка не играла.
Шкатулка ожила.
Чудесная музыка.
Шкатулка замолчала навсегда.
9. Пересказ текста (пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова).
10. Языковой анализ текста, в результате которого учащиеся приходят к выводу о том, что в тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать и хранить эту красоту.
11. Написание изложения. (пишется на втором уроке).