Цели урока:
- анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: нравственность, культура ценности, культурные традиции, образцы нравственности (труженик, патриот, защитник, коллективист)
- учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и культурные традиции: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор
- повторять и систематизировать материал по разным видам разбора, правописанию окончаний разных частей речи, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации
- развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление, воображение,
- познавательную активность
- воспитывать любовь к Родине, интерес к русскому языку, создавать атмосферу доверительного общения
Оборудование:
- проектор, ПК, интерактивная доска
- карточки (1 на парту) - Приложение №1
- конверты для работы в группах - Приложение №2
- презентация
- оценочные листы - Приложение №3
- словари (толковый, этимологический, словарь иностранных слов)
- выставка художественной литературы по теме.
- итоговый тест - Приложение №4
Ход урока
1. Организация урока
М.А. Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души благородными чувствами. Я желаю вам удачи, и хочу, чтобы урок для вас стал познавательным.
Л.А. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2. Определение темы урока, работа над ней
М.А. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к ней слагали песни, стихотворения, пословицы. Перед вами лежат карточки с пословицами (см. Приложение №1). Прочитайте их и попробуйте определить тему нашего урока.
- О чём пойдёт речь?
- Что значит служить Родине?
- Служить Родине-это значит трудиться на её благо, не жалея сил. Защищать, не жалея жизни. И такие люди были и есть в нашей стране. Они должны стать для нас примером, образцом.
- Итак, тема урока: “Образцы нравственности в культуре Отечества”.
- Какие понятия из темы мы уже знаем?
- нравственность
- культура (дети дают определение)
- А как вы понимаете- образец? (Образец-показательный пример)
Л.А. - Запишем тему урока в тетрадь по русскому языку. (Образцы нравственности в культуре Отечества)
- Подчеркнуть все орфограммы (комментированная работа)
- Слово “нравственности” разобрать по составу
- Морфологический разбор слова “нравственности” (устно)
- Выписать словарное слово (Отечество), подобрать и записать родственные слова (отец, отчий, Отчизна, отчество).
- Графически доказать, что они родственные (выделить корень).
- Какие явления происходят в корне (беглая -е, чередование согласных)
- Подобрать синоним (Родина), антоним (чужбина)
- Работая в паре, вставьте в пословицы (смотри Приложение№1) пропущенные буквы и выпишите то значение, которое по вашему мнению, наиболее подходит к сегодняшней теме урока.
- Проверка (объяснение вставленных орфограмм, значения выписанной пословицы).
3. Объяснение нового материала.
М.А. - Россия — великая страна! История развития России начинается с древнейших времён. В основе её развития лежат культурные традиции. Мы много говорили на уроках этики о традициях, а также говорили, что культурные традиции каждое поколение старается сберечь и передать будущему поколению, потому что традиции способствуют формированию русского характера. Одной из составляющих культурных традиций являются нормы, правила, регулирующие поведение людей - это нравственные правила, т. е. образцы, примеры, на которые должны равняться люди. Добрый пример необходим людям всегда, чтобы знать, как правильно себя вести, к чему стремиться. Такие нравственные образцы есть в истории нашей Родины. И они стали вечным примером в литературе, искусстве, спорте, в освоении космоса, в победах над врагом.
- Приведите имена известных людей.
- Обобщим, кем были эти люди (чем прославились)
- Найдите в этом списке образцы нравственности (смотри Презентацию)
- Затрудняетесь? Объясню, почему:
- Задание сложное, мы с этими понятиями на уроках не работали.
Я постараюсь вам помочь.
Кого художник изобразил на картинах (см. слайд). Найдите подходящее понятие (труженик)
Кто мог сказать такие прекрасные слова о Родине? (см. слайд)
Наверное, человек, любящий её.
Как называют такого человека?
Найдите подходящее понятие(патриот) и т.д.(коллективист, защитник)
Работа со схемой (см. Слайд)
Итак, что является образцами нравственности? Прочитаем.
Работа со словарями (дети находят и читают значения слов патриот, коллективист, защитник, труженик)
Выполним ещё одно задание (см. слайд). Подумайте, к какому из образцов нравственности относятся следующие выражения.
Л.А. - Давайте запишем в тетрадь основные понятия нравственности и подберём к ним(устно) однокоренные прилагательные.
Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных
До этого момента наше с вами общение было построено в форме чего? (диалога).А теперь послушайте мой небольшой монолог.
Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог нерушимости нашей Отчизны, её духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат-верный сын и защитник своего Отечества-будет жива и Россия. Российский солдат и ныне остаётся настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
4. Физминутка
Дети называют из текста существительные 1 склонения-хлопают в ладоши
2 встают 3 приседают)
5. Актуализация знаний
Запишем предложение (Русские люди гордятся подвигами солдат, офицеров, генералов и хранят память о погибших героях.- один ученик пишет на доске)
Полный синтаксический разбор предложения.
6. Работа в группах
Подумайте, чтобы вы могли сделать сейчас, не дожидаясь, когда станете взрослыми, как ученик-труженик, ученик-коллективист, ученик-защитник, ученик-патриот) - смотри Приложение №2
Проверка (дети читают, что получилось)
7. Рефлексия, самооценка, работа с выставкой
Наши предки надеялись, что их труд не пропадёт напрасно. И нам завещали беречь нашу Родину! Служить ей! Мы должны свято следовать их завету, а значит: быть патриотами, коллективистами, тружениками, защитниками. Ведь самое главное богатство страны - это её люди, которые могут прославить свою Родину добрыми делами (быть полезными своей стране)
- Работы с оценочными листами по ОРКСЭ + самооценка в тетради по русскому языку
8. Домашнее задание
На выставке представлены книги по теме.
Подумайте, какими книгами вы бы её дополнили, принесите на следующий урок ОРКСЭ и подготовьте пересказ к уроку внеклассного чтения. Перепишите в тетрадь по ОРКСЭ основные образцы нравственности
9. Итоговый тест (смотри Приложение №4)