НОД в подготовительной группе "Составление рассказа по картине «Кто как зимует»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: упражнять детей в умении составлять рассказ по картине; развивать связную речь; уточнить словарь по теме “Дикие животные” и “Зима”; обогащать словарь лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение, расширять естественнонаучные представления. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: Лесовичок, мультимедиа “Загадки от детей”, “Кто, чем питается”, “Угадай, где, чей домик”; Ленточки со снежинками 2-х цветов, Настроение на магнитах, две корзинки под шишки, алгоритмы, картина С.Артюшенко “Кто как зимует”, презентация.

Ход занятия

В группу, где играют дети, входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, как у вас здесь весело и интересно. Слышал я, как вы тут шумите, когда проходил мимо. А у меня в лесу тихо, не видно ни насекомых и птиц стало мало. Лес стал прозрачным. Я в лесу недавно совсем работаю и не понимаю, что же случилось?

Воспитатель: Какой грустный Лесовичок. Ребята, поможем разобраться ему в этой ситуации? Как выдумаете, а почему в лесу стало тихо? (Наступила поздняя осень)

Воспитатель: Правильно! А что же происходит поздней осенью в лесу?

1. Насекомые спрятались под кору деревьев, зарылись в землю.

2. Лес прозрачным стал, потому что опали листья.

3. Птицы улетели на юг. Остались только зимующие птицы.

Воспитатель: Ну, как, Лесовичок, понял теперь, почему в лесу у тебя стало тихо?

Лесовичок: Спасибо, ребята. Как много вы знаете об осеннем лесе. И я понял, почему в лесу у меня тихо. Потому что природа осенью засыпает.

Воспитатель: но ведь в лесу живут не только насекомые и птицы. Там ещё живут и звери. Узнаешь ли ты, Лесовичок, какие звери живут у тебя в лесу? Мы тебе сейчас задаем загадки.

Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
На увёртки мастерица,
А зовут её... (лисица)

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)

По снегу бежит – петляет
К лету шубку он меняет
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)

Лесники его котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: “Мурка, брысь!”
Потому что это... (Рысь)

Я скачу туда – сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка. (Белка)

Трав копытами касаясь,
Ходит пот лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Каждый ответ высвечивается на мультимедиа.

Лесовичок: Да, знаете вы моих зверей. А вот теперь я вам загадаю загадку.

1 загадка на мультимедиа “Угадай, где, чей домик”. По ходу презентации дать информацию:

Лиса: живёт лиса обычно в норе, так как у неё маленькие лапки с острыми коготками, достаточно быстро может сделать себе жильё. Если рассмотреть жильё лисы, то можно увидеть целый дом, который состоит из множества входов и выходов. Существуют и другие места, где она может жить. Например, пещеры, ущелья в скале, дупла в деревьях.

Волк: Обычно волки устраивают себе нору среди корней, которые не дают обвалиться земляной кровле. Место выбирают глухое, поблизости от воды, Устраиваются в логове с комфортом, никогда не забывают о безопасности.

Заяц: Лежка – так называется зимнее логово, где живёт заяц в лесу время от времени. Добраться до потаённого места можно по следам беляка. Но, скорее всего, это сделать будет не просто. Перед тем, как залечь, заяц усиленно путает следы, петляет и прыгает из стороны в сторону. И только окончательно всех, запутав, заяц ложиться в продолговатую ямку. В ней заяц прячется от своих врагов.

Рысь: Обитает в лесу. Она предпочитает сомкнутые елово-пихтовые заросли. Самка сооружает своё логово в самых укромных местах: под корнями деревьев что упали, в земляных пещерах, ямах. Дно логова выстилается перьями, шерстью и травой.

Белка: Как только появятся первые признаки плохой погоды, белка немедленно прячется в своё гнездо, затыкает входное отверстие и, уютно свернувшись клубком, пережидает непогоду. Гнездо у белки необычное: сложено из переплетенных веточек в форме шара с боковым входом. Подстилка изо мха, лишайника и мягкого меха делает его очень сухим и тёплым. Часто белки сселяться и в дуплах деревьев.

Лось: В местах лёжек (ночлегов) лоси взрыхляют снег. Когда наступают трескучие морозы. Сохатые зарываются в сугробы, как в пушистое одеяло, из-под которого торчат только рога и холка. Стадо выбирает для ночлегов склоны и овраги.

2 загадка на мультимедиа “Кто, чем питается”

По ходу презентации даю дополнительную информацию:

Волк: волки пьют много воды.

Лось: чтобы поддержать лосей в тяжёлое время, лесники оставляют в глубине чащи кормушки с сеном, перемешанным с солью.

Заяц: заяц в лесу только ночью выходит нам кормежку, а днём заяц спит.

Лиса: рацион лисы достаточно разнообразен. В него входит около 350 видов грызунов.

Лесовичок: Я для вас ещё принёс одну игру. Нашел фотографию своих зверей, но сначала вы должны разделиться на две команды. Для этого встаньте все в круг и выполняйте мои действия:

Ходим кругом друг за другом
Эй, ребята не зевай,
И снежинку выбирай! (на ленточках снежинки 2-х цветов)

Ребята, найдите свои места. (На полу ориентиры со снежинками разного цвета, лежит копия картины С. Артюшенко “Кто как зимует”)

Устроились удобно? А теперь снова поиграем. Игра называется “Внимательные глазки”. Я вам буду задавать вопросы. А вы по очереди отвечать. Если команда не знает ответа, на помощь приходит другая команда. За правильный ответ Лесовичок выдаёт шишки.

Вопросы:

- Как можно назвать эту картину? (для двух команд)

- Зима, какая?

- каких хищных животных вы видите?

- А каких травоядных вы видите?

- Чем занята лиса на картине?

- Что можно рассказать про рысь?

- Расскажите о зайчике, которого вы видите на картине?

Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Всё правильно мне рассказали про зимний лес и составили рассказы о животных. А теперь давайте отдохнём.

Пальчиковая игра “Есть у каждого свой дом”

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём!!! (Удары ладонями и кулачками поочерёдно)

Лесовичок: Шустрые вы, быстрые и внимательные. Я приглашаю вас на свою лесную полянку.

- А можете мне рассказать про эту картину? Её написал художник С.Артюшенко. Называется она “Кто как зимует”.

Давайте обсудим, как вы будете составлять рассказ по картине. С чего вы начнёте его?

- О чем будете рассказывать дальше?

- Используйте алгоритм. Он поможет вам ничего не забыть при описании животных.

- Чем закончите рассказ?

Дети рассказывают по очереди. В конце Лесовичок подводит итог.

- Спасибо вам, ребята, я много узнал от вас о жизни моих зверей. Пойду в лес готовить корма моим зверям, ведь наступают холода. В кармашке у меня припасены вот такие забавные мордашки. Отметьте, пожалуйста, своё настроение, какое у вас было при встрече со мной. (Дети выбирают своё настроение и приклеивают его на магнитную доску возле картины) На прощание, я попрошу сделать дома для моих лесных жителей. (Предложить разные виды конструкторов, пластилин, доски, стеки)