Профилактика зеркального написания букв у младших школьников

Разделы: Логопедия


В начале обучения письма в школе первоклассников учат воспроизводить буквенные знаки. На этом этапе при обучении важно думать не только о написании отдельных букв, но и учитывать уровень сформированности зрительно-пространственных функций. Учитывая уровень развития зрительного восприятия, внимания, памяти и пространственных представлений возможно предупредить появление устойчивых нарушений письма каждого конкретного ребенка.

При дальнейшем обучении и освоении навыка письма школьниками наиболее частым оказываются ошибки, имеющие оптико-пространственные нарушения или так называемое “зеркальное написание букв”.

Зеркальное написание букв является наиболее очевидным и заметным видом специфических ошибок для учителей и родителей.

Если допускаются подобные ошибки необходимо обратить внимание различает ли ученик понятия "слева" и "справа"? Проанализировать и понять уровень сформированности пространственных представлений, ориентировок ученика.

Пространственная ориентировка включает два, тесно связанных между собой вида:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2) ориентировку в окружающем пространстве.

Формирование ориентировок в окружающем пространстве происходит в следующей последовательности:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку;
  • определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка;
  • определение пространственных отношений между 2-3 предметами.

Важно помнить, что при профилактики любых затруднений в обучении важна совместная работы специалистов педагогического сопровождения (педагогов, учителей-логопедов, воспитателей) и родителей.

Обследовать уровень сформированности пространственных ориентировок, а также использовать как развивающие упражнения, можно с помощью следующих заданий:

1.Покажи левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; покажи правой рукой левый глаз, левое ухо.

2.Назови предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

3.Напиши определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.

4.Опиши, где находится предмет (цифра, буква) по отношению к другим.

5.Нарисуй кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку и т.д.

6. Собери букву из пластилина, вырежи из бумаги, выложи из шнурка.

7.Сделай несколько букв из пластилина и, закрыв глаза, угадай их на ощупь.

8.Определение пространственного положение предмета. Самостоятельно опиши где расположены предметы, знаки (цифры, буквы) по отношению к другим.

9.Чтение слоговых таблиц. Прочитай слоги в заданном направлении: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.

10.Реконструирование прописных букв -добавляя, убавляя, заменяя элементы букв на доске (маркером, мелом, на интерактивной доске, используя любые приёмы ИКТ).

Зрительно запомнить образ буквы и ее элементов поможет сравнение со знакомыми предметами.

Отлично воспринимаются детьми любого возраста задания в игровой форме и на свежем воздухе.

Игра "Водитель"

Школьник в роли “водителя” едет за рулем автомобиля, взрослый проговаривает его маршрут: “Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево…”.

Игра "Найди клад"

В задуманном месте прячется игрушка или любой предмет. Нужно найти ее, ориентируясь на команды взрослого: "сделай два шага вперед, один направо..." и т.п.

Игра "Угадай"

"Написание" букв на спине, на детской ладони или в воздухе.

Литература.

  1. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: “Владос”, 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
  2. Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: “Владос”, 1997. – 256 с.