Цель: Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
- Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
- Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
- Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
- Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клестером, совершенствовать навыки наклеивания.
- Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
- Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.
Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации; мультимедийная презентация “Дымковская игрушка”, музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми; предложить посетить с детьми выставку дымковской игрушки во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Ход занятия
I часть. Организационный момент.
Дымковская барышня встречает детей около зала.
Барышня:
Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем многое узнавать,
Будем с вами мы играть.
Барышня: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, я очень рада видеть вас!
Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.
- Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?
Загадка:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачетпо утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)
- Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова)
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!
- Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.
II часть. Рассматривание игрушек.
Барышня:
Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.
Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.
Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.
Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.
Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.
Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.
- А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?
Слайд 8: - Олень.
Слайд 9: - Индюк.
Слайд 10: - Конь.
Слайд 11: - Петух.
Слайд 12: - Барышня.
Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!
Барышня: Вам понравились и игрушки? А вы обратили внимание, какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).
Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).
Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.
Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)
Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.
III часть. Аппликация узора на шаблонах.
Барышня:
- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.
- А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)
- Проходите за столы.
- Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.
- У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?
- Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Привезли мы глину с дальнего бугра
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки “печь”,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
А в печи – игрушки!Едут на “лошадке”, руки вперед
Руки на пояс, наклоны влево – вправо
Лепят ладошками
Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии
“Лепят” ладошками
Кулачки сжимают и разжимают
Машут указательным пальцем
Вытягивают руки вперёд
Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.
Дети выполняют аппликацию.
Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.
Подведение итогов:
- Какие игрушки получились? (Ответы детей)
- Какое у них настроение? (Ответы детей)
- Кто сделал эти игрушки? (Мы)
- А кем вы сегодня были? (Мастерами)
- А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!