Пояснительная записка
Способность удивляться и восхищаться – ценнейшая из способностей человека. Если один из учеников не удивляется, нас это должно волновать - значит, у него нет вкуса к познанию, нет перед ним интересных задач.
“Без ремесла – без рук” - гласит народная пословица. Каждый человек богат талантами. О многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Важно, чтобы у каждого ребёнка была возможность найти себя. Участие детей в различных сферах деятельности позволяет попробовать им свои силы и раскрыть свои способности. Детей необходимо включать в творческую деятельность, благодаря которой развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке.
Представленная методическая разработка урока по теме: “Пирография”, составлена и разработана для учащихся 5 классов, в соответствии с общеобразовательной программой “Технология”, раздела “Технология обработки древесины”.
Целью данного урока является обеспечение усвоения учащимися технологии приёмов выжигания. Учащиеся получают первоначальные представления о техники выжигания, закрепляют знания и умения по зачистке поверхности деревянных деталей. В практической части занятия учащиеся овладевают навыками работы выжигателем.
Для успешного проведения занятия рекомендую подготовить бригадира (инструктора), который будет помогать учителю в ходе урока. При опросе и закреплении нового материала подготовить для слабослышащих учащихся раздаточный материал. При ознакомлении с правилами ТБ целесообразно провести индивидуальную работу со слабослышащими учащимися по разъяснению новых терминов.
Между теоретической и практической частью уроку, а также при выполнении практической работы необходимо провести гимнастику для глаз по схеме, представленной на интерактивной доске (Гимнастика для глаз проводится на каждом занятии).
Занятие способствует формированию у учащихся художественной культуры, творческой активности; воспитанию чувства ответственности, взаимовыручки, трудолюбия, самостоятельности.
Данный конспект урока может быть использован учителями технологии в общеобразовательных, неделимых и интегрированных классах, где есть дети с нарушениями органов слуха.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Основной метод: репродуктивный
Исходный уровень знаний:
- учащимся уже известны породы древесины, способы зачистки поверхностей изделия;
- учащиеся умеют работать с копировальной бумагой
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися технологии и приёмов выжигания
Задачи:
- Научить учащихся технологии и приёмам выжигания.
- Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, способствующих самостоятельно оформлять изделия.
- Создать условия для развития творческого мышления и эстетического вкуса. Воспитывать трудолюбие.
- Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Инструменты и оборудования: верстаки, выжигательные приборы, шлифовальная шкурка, линейка (из расчёта на каждого ученика), интерактивная доска.
Наглядные пособия: образцы работ, фотографии детских работ.
Раздаточный материал: копировальная бумага, карандаши, рисунки, памятка по ТБ, карточки-задания, тесты.
Объект работы: доска разделочная.
Межпредметные связи: математика, русский язык, литература, черчение, изобразительное искусство.
Структура урока
- Организационная часть.
- Проверка пройденного материала.
- Объяснение темы и постановка цели урока. Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Практическая работа. Вводный инструктаж.
- Текущий инструктаж.
- Обобщение и систематизация.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обоснование |
1 | Организационная часть | Приветствие учащихся. Отчёт бригадира. |
Рапорт бригадира об отсутствующих, готовности учащихся к уроку | Быстрое включение в рабочий ритм. Воспитание сознательной дисциплины и организованности |
2 | Проверка пройденного материала | Слабослышащие учащиеся получают
карточки-задания (Приложение 1) Опрос класса:
|
Учащиеся выполняют заданную работу. При ответе на вопросы учащиеся используют интерактивную доску. (Зарисовывают напильник). Дополняют ответы одноклассников. |
Контроль знаний полученных ранее. Перевод имеющихся знаний из потенциальных в активные. Индивидуальная работа со слабослышащими учащимися. Формирование коммуникативных навыков учащихся. Воспитание доброжелательности. |
3 | Объявление темы и постановка цели урока. Изучение нового материала. | Сообщает учащимся тему и цели урока (Слайд
1). Предлагает учащимся вспомнить, какие способы отделки изделий они знают. (Слайд 2). |
Учащиеся знакомятся с темой и целями
занятия. Делают записи в тетради. Учащиеся отвечают; окрашивание, роспись, лакирование. |
Подготовка учащихся к активному
восприятию информации. Развивать у учащихся умение выделять основную мысль. Подготовка к восприятию новой темы. |
Сегодня мы с вами ознакомимся ещё с
одним интересным способом отделки изделия из
древесины (Слайд 3, 4) это выжигание или
пирография (Запишите в тетради) – первоначально
так называлось рисование узоров по дереву
кочергой. Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхностей древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, картин, оформлении домашней утвари (Слайд 5). Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из липы и ольхи. (Учитель демонстрирует материал). Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (пирограф) (Слайд 6). Учитель демонстрирует выжигатель и рассказывает его устройство. Перед выжиганием поверхность шлифуют шлифовальной шкуркой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу (Слайд 7). |
Записывают в тетради.
Записывают в тетради. |
Нацеливание на активную познавательную деятельность. |
||
Как работать выжигателем? Ручку прибора берут в правую руку как карандаш (Учитель демонстрирует как правильно держать). Прибор включают в сеть и переключателем устанавливают температуру накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогрето до тёмно-красного цвета. | Учащиеся выполняют упражнение при выключенном приборе. | |||
Выжигать можно только по сухой древесине. Для получения тонкой линии перо передвигают быстро, толстую- медленно. (Учитель демонстрирует). В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. При выжигании нужно сидеть прямо. Через 10-15 минут работы пирограф выключают на 2-3 минуты для остывания и выполняют упражнение для глаз (Слайд 8). На предприятиях выжиганием по дереву занимаются выжигальщики и художники росписи (Слайд 9). Учитель просит бригадира раздать памятки по правилам ТБ (Приложение 2). | Учащиеся знакомятся с правилами по ТБ. | |||
Просит ознакомиться с основными правилами, которые необходимо соблюдать при работе с пирографом. Проводит индивидуальную работу со слабослышащими учащимися по разъяснению новых слов и их значения. Учитель предлагает учащимся оформить предлагаемые изделия, рисует на доске контуры изделий: разделочной доски, бочонка, матрёшки, пасхального яйца. | Делают записи в тетради Учащиеся выбирают контуры изделия и оформляют их геометрическими фигурами. |
Формирование коммуникативных навыков. Применение знаний и навыков, полученных на уроках ИЗО и математики. | ||
4 | Закрепление полученных знаний. | Учитель раздаёт слабослышащим ребятам
тесты (Приложение 3). Вопрос к классу:
|
Слабослышащие учащиеся выполняют
тестовые задания. Учащиеся отвечают на заданные вопросы. |
Коррекция знаний, подготовка к следующему этапу. |
5 | Практическая работа | Учитель проводит вводный инструктаж.
Раздаёт карточки-задания (Приложение
4) Проводит разминку для глаз |
Учащиеся по алгоритму выполняют практическую работу. Выполняют упражнение для глаз | Формирования навыков работы выжигателем. |
6 | Текущий инструктаж | Учитель следит, чтобы учащиеся не давили сильно на перо, не перегревали прибор и выполняли упражнение для глаз. Также следит за тем, чтобы дети сидели прямо. | Учащиеся выжигают рисунки, соблюдая все правила ТБ. Ребята, которые выполнили задания, помогают одноклассникам. | Закрепление навыков самостоятельной работы. Отработка навыков контроля выполнения задания. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки |
7 | Обобщение и систематизация материала. | Учитель задаёт вопросы:
|
Отвечают на вопросы учителя.
Обобщаю всё, что узнали на уроке. |
Учащиеся анализируют свою работу. |
8 | Подведение итогов. | Учитель проверяет кроссворды, тесты. Выставляет и комментирует оценки. Отмечает активных учащихся. | Оказывают помощь учителю, убирают класс. | Подведение итогов дисциплинирует учащихся, воспитывает бережное отношение к оборудованию класса. |
9 | Домашнее задание. | Учитель даёт задание учащимся подобрать репродукции русских народных сказок. Раздаёт памятки-советы, для ознакомления дома. (Приложение 5) |
Литература
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.:ил.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 576 с.: ил.
- Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Вариант для мальчиков/ - 5-е изд.М.: Просвещение, 2001. – 174 с.:ил.