Методическая разработка урока по теме «Пирография» (выжигание на древесине)

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Пояснительная записка

Способность удивляться и восхищаться – ценнейшая из способностей человека. Если один из учеников не удивляется, нас это должно волновать - значит, у него нет вкуса к познанию, нет перед ним интересных задач.

“Без ремесла – без рук” - гласит народная пословица. Каждый человек богат талантами. О многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Важно, чтобы у каждого ребёнка была возможность найти себя. Участие детей в различных сферах деятельности позволяет попробовать им свои силы и раскрыть свои способности. Детей необходимо включать в творческую деятельность, благодаря которой развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке.

Представленная методическая разработка урока по теме: “Пирография”, составлена и разработана для учащихся 5 классов, в соответствии с общеобразовательной программой “Технология”, раздела “Технология обработки древесины”.

Целью данного урока является обеспечение усвоения учащимися технологии приёмов выжигания. Учащиеся получают первоначальные представления о техники выжигания, закрепляют знания и умения по зачистке поверхности деревянных деталей. В практической части занятия учащиеся овладевают навыками работы выжигателем.

Для успешного проведения занятия рекомендую подготовить бригадира (инструктора), который будет помогать учителю в ходе урока. При опросе и закреплении нового материала подготовить для слабослышащих учащихся раздаточный материал. При ознакомлении с правилами ТБ целесообразно провести индивидуальную работу со слабослышащими учащимися по разъяснению новых терминов.

Между теоретической и практической частью уроку, а также при выполнении практической работы необходимо провести гимнастику для глаз по схеме, представленной на интерактивной доске (Гимнастика для глаз проводится на каждом занятии).

Занятие способствует формированию у учащихся художественной культуры, творческой активности; воспитанию чувства ответственности, взаимовыручки, трудолюбия, самостоятельности.

Данный конспект урока может быть использован учителями технологии в общеобразовательных, неделимых и интегрированных классах, где есть дети с нарушениями органов слуха.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Основной метод: репродуктивный

Исходный уровень знаний:

  • учащимся уже известны породы древесины, способы зачистки поверхностей изделия;
  • учащиеся умеют работать с копировальной бумагой

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися технологии и приёмов выжигания

Задачи:

  • Научить учащихся технологии и приёмам выжигания.
  • Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, способствующих самостоятельно оформлять изделия.
  • Создать условия для развития творческого мышления и эстетического вкуса. Воспитывать трудолюбие.
  • Ориентировать учащихся на выбор профессии.

Инструменты и оборудования: верстаки, выжигательные приборы, шлифовальная шкурка, линейка (из расчёта на каждого ученика), интерактивная доска.

Наглядные пособия: образцы работ, фотографии детских работ.

Раздаточный материал: копировальная бумага, карандаши, рисунки, памятка по ТБ, карточки-задания, тесты.

Объект работы: доска разделочная.

Межпредметные связи: математика, русский язык, литература, черчение, изобразительное искусство.

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Проверка пройденного материала.
  3. Объяснение темы и постановка цели урока. Изучение нового материала.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Практическая работа. Вводный инструктаж.
  6. Текущий инструктаж.
  7. Обобщение и систематизация.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обоснование
1 Организационная часть Приветствие учащихся.

Отчёт бригадира.

Рапорт бригадира об отсутствующих, готовности учащихся к уроку Быстрое включение в рабочий ритм. Воспитание сознательной дисциплины и организованности
2 Проверка пройденного материала Слабослышащие учащиеся получают карточки-задания (Приложение 1)

Опрос класса:

  1. Какими инструментами зачищают деревянные поверхности?
  2. Из каких частей состоит напильник?
  3. В чём различие шлифования большого и маленького изделия?
Учащиеся выполняют заданную работу.

При ответе на вопросы учащиеся используют интерактивную доску. (Зарисовывают напильник). Дополняют ответы одноклассников.

Контроль знаний полученных ранее. Перевод имеющихся знаний из потенциальных в активные. Индивидуальная работа со слабослышащими учащимися. Формирование коммуникативных навыков учащихся. Воспитание доброжелательности.
3 Объявление темы и постановка цели урока. Изучение нового материала. Сообщает учащимся тему и цели урока (Слайд 1).

Предлагает учащимся вспомнить, какие способы отделки изделий они знают. (Слайд 2).

Учащиеся знакомятся с темой и целями занятия. Делают записи в тетради.

Учащиеся отвечают; окрашивание, роспись, лакирование.

Подготовка учащихся к активному восприятию информации.

Развивать у учащихся умение выделять основную мысль.

Подготовка к восприятию новой темы.

    Сегодня мы с вами ознакомимся ещё с одним интересным способом отделки изделия из древесины (Слайд 3, 4) это выжигание или пирография (Запишите в тетради) – первоначально так называлось рисование узоров по дереву кочергой.

Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхностей древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, картин, оформлении домашней утвари (Слайд 5). Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из липы и ольхи. (Учитель демонстрирует материал). Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (пирограф) (Слайд 6).

Учитель демонстрирует выжигатель и рассказывает его устройство. Перед выжиганием поверхность шлифуют шлифовальной шкуркой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу (Слайд 7).

Записывают в тетради.

 

 

 

Записывают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Нацеливание на активную познавательную деятельность.

    Как работать выжигателем? Ручку прибора берут в правую руку как карандаш (Учитель демонстрирует как правильно держать). Прибор включают в сеть и переключателем устанавливают температуру накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогрето до тёмно-красного цвета. Учащиеся выполняют упражнение при выключенном приборе.  
    Выжигать можно только по сухой древесине. Для получения тонкой линии перо передвигают быстро, толстую- медленно. (Учитель демонстрирует). В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. При выжигании нужно сидеть прямо. Через 10-15 минут работы пирограф выключают на 2-3 минуты для остывания и выполняют упражнение для глаз (Слайд 8). На предприятиях выжиганием по дереву занимаются выжигальщики и художники росписи (Слайд 9). Учитель просит бригадира раздать памятки по правилам ТБ (Приложение 2). Учащиеся знакомятся с правилами по ТБ.  
    Просит ознакомиться с основными правилами, которые необходимо соблюдать при работе с пирографом. Проводит индивидуальную работу со слабослышащими учащимися по разъяснению новых слов и их значения. Учитель предлагает учащимся оформить предлагаемые изделия, рисует на доске контуры изделий: разделочной доски, бочонка, матрёшки, пасхального яйца. Делают записи в тетради

Учащиеся выбирают контуры изделия и оформляют их геометрическими фигурами.

Формирование коммуникативных навыков. Применение знаний и навыков, полученных на уроках ИЗО и математики.
4 Закрепление полученных знаний. Учитель раздаёт слабослышащим ребятам тесты (Приложение 3).

Вопрос к классу:

  1. Для какой цели выполняется выжигание?
  2. Как выжигают толстые и тонкие линии?
  3. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
Слабослышащие учащиеся выполняют тестовые задания.

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

 

 

Коррекция знаний, подготовка к следующему этапу.

5 Практическая работа Учитель проводит вводный инструктаж. Раздаёт карточки-задания (Приложение 4)

Проводит разминку для глаз

Учащиеся по алгоритму выполняют практическую работу. Выполняют упражнение для глаз Формирования навыков работы выжигателем.
6 Текущий инструктаж Учитель следит, чтобы учащиеся не давили сильно на перо, не перегревали прибор и выполняли упражнение для глаз. Также следит за тем, чтобы дети сидели прямо. Учащиеся выжигают рисунки, соблюдая все правила ТБ. Ребята, которые выполнили задания, помогают одноклассникам. Закрепление навыков самостоятельной работы. Отработка навыков контроля выполнения задания. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки
7 Обобщение и систематизация материала. Учитель задаёт вопросы:
  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что нового научились делать на уроке?
  3. О каких профессиях узнали?
  4. Что понравилось на уроке?
Отвечают на вопросы учителя.

 

Обобщаю всё, что узнали на уроке.

Учащиеся анализируют свою работу.
8 Подведение итогов. Учитель проверяет кроссворды, тесты. Выставляет и комментирует оценки. Отмечает активных учащихся. Оказывают помощь учителю, убирают класс. Подведение итогов дисциплинирует учащихся, воспитывает бережное отношение к оборудованию класса.
9 Домашнее задание. Учитель даёт задание учащимся подобрать репродукции русских народных сказок. Раздаёт памятки-советы, для ознакомления дома. (Приложение 5)    

Литература

  1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с.:ил.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 576 с.: ил.
  3. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Вариант для мальчиков/ - 5-е изд.М.: Просвещение, 2001. – 174 с.:ил.