Цель: закрепление знаний по программе коррекции системного недоразвития речи обучающихся 2 класса.
Задачи:
Образовательные:
- формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение;
- совершенствовать умение определять гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
- дифференцировать понятия “звук-буква”.
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие: умение слушать и повторять слоги, умения дифференцировать свистящие и шипящие звуки, определять место звука в слове;
- отрабатывать произношение слов разной слоговой структуры по Марковой А.К.;
- развивать зрительную память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость в детях;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать культуру речевого общения;
- активизировать познавательный интерес детей.
Оборудование: интерактивная доска, презентация в формате файла "EWB" (ewb), массажные шарики Су-джок, две корзинки, письмо от инопланетян, маршрутная карта полётов <Рисунок1>, звуковое письмо, оформление кабинета (звёзды, планеты и т.д.), ракета, рисунки-схемы “Буквы- Звуки”, шарики Марблс, рисунки с изображениями жителей четырех планет <Рисунок2>, музыкальная композиция “Погружение в космические мечты”, костюмы космонавтов для исполнителей танцевальной композиции “Невесомость”, музыкальная открытка “Хорошее настроение”.
Рисунок 1
Рисунок 2
Ход занятия
1. Организационный момент.
Слайд №1. Презентация.
А) Приветствие логопедом детей и гостей, напоминание правила красивой речи.
- Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Мы с вами долго и старательно занимались весь год, и сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем играть, танцевать, рассказывать стихи, выполнять различные задания, и при этом, конечно, красиво говорить:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
Б) Упражнение “Ёжик” с шариком-массажёром Су-Джок.
-У меня сегодня хорошее настроение, потому что на улице тепло, светит солнышко, я вижу вас нарядных и красивых.
-А какое сегодня настроение у вас? (логопед спрашивает по очереди у всех детей)
-Из-за чего может быть плохое настроение? (из-за болезни, обидел кто-то, пасмурная погода и т.д.)
-Вам нравится, когда у вас плохое настроение?
-А из-за чего у вас бывает хорошее настроение? (день рождения, праздник, получил хорошую отметку и т.д.).
-Я думаю, что мы сегодня поможем тем, у кого плохое настроение, а у кого оно хорошее, станет еще лучше!
-Я вам раздаю “шарики хорошего настроения” (массажные шарики Су-джок). Давайте порадуем наши ручки!
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда.
Мне щекотно? Да, да, да.
Дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошке.
-Если у человека хорошее настроение, он может совершать добрые дела.
2.Сообщение цели занятия.
Слайд №2.
-Ребята, к нам в школу пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Здравствуйте ребята, которые живут на планете Земля!
Пишут вам жители четырёх разноцветных планет. Нам очень нужна ваша помощь!
Отправляем вам карту полетов на наши планеты.
Ждем!
Кашик, Трехглазик, Дракоша, Лулу
-Поможем?
-Нам нужно слетать на четыре неизвестных планеты: на планету Колючка, на Цветочную планету, на планету Дракия и Ледяную планету и помочь жителям этих планет, сделать для них доброе дело.
-Давайте прочитаем название нашего сегодняшнего занятия: “Делай добро, и оно к тебе вернётся”.
-Берём с собой хорошее настроение (логопед собирает у детей шарики Су-джок и складывает их в маленькую корзинку).
3. Основная часть.
А) “Полёт” на первую планету. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
-Ребята, как вы думаете, на чём мы отправимся в полёт? (на космической ракете)
-Значит, теперь вы – экипаж.
-Давайте подойдём к карте полетов, которую прислали наши инопланетяне, и посмотрим, на какую планету нам нужно полететь с нашей планеты Земля (на планету Колючка).
-Становимся вокруг ракеты.
Слайд №3.
Речедвигательная игра “Космонавты”
К полету мы готовы (стоять смирно).
Заводим мы моторы (вращать кистями рук перед грудью, произнося звук [р]–[рррр]).
Ввысь, ракета, лети (соединить ладони над головой, как бы образуя нос ракеты).
На орбиту выходи (руки в стороны, повороты вправо-влево).
Вокруг планеты облетели (обойти ракету вокруг, затем остановиться и присесть на корточки).
И на планету Колючка дружно сели (соединенные руки держать над головой).
Рисунок 3
Слайд №4.
Дети находят среди изображений жителей четырех планет эмблему планеты Колючка и подходят к ней.
-Ребята, нас встречает житель планеты Колючка- Кашик.
-Давайте с ним поздороваемся с ним на его языке. Сначала я, затем вы.
Ки-ка-ку (дети по очереди повторяют).
-На планете Колючка, где живет Кашик, всегда очень жарко от солнца, здесь растут только кактусы, потому что эти растения могут переносить жару. Это жёлтая планета.
Жители планеты Колючка решили навести порядок, но не могут справиться и разложить предметы по корзинам. Поможем?
Слайд №5.
Задание №1. Предметы, в названии которых есть звук [c], нужно положить в синюю корзину, предметы, в названии которых есть звук [ш], -в коричневую корзину.
Задание на интерактивной доске - соединить предметы с корзинами при помощи электронного пера.
Слова-предметы: мешок, шлем, душ; стакан, носок, глобус (при необходимости объяснить значение слова “глобус”).
Рисунок 4
-Назовите предмет, в названии которого звук [ш]находится в середине слова (мешок)
-Назовите предмет, в названии которого звук [c]находится в конце слова (глобус)
-Вспомните, как зовут жителя этой планеты? В его имени какой звук есть?
-Вы справились с заданием и помогли жителям планеты Колючка разложить все предметы по своим местам. Какого цвета эта планета? Давайте оставим жителям этой планеты хорошее настроение (логопед берёт из корзинки один шарик Су-джоки оставляет его на планете Колючка).
Б) “Полёт” на вторую планету. Произношение слов разной слоговой структуры; развитие навыка слогового анализа.
-Давайте посмотрим по маршрутной карте, на какую планету нам нужно отправляться с планеты Колючка дальше (на Цветочную планету).
Слайд №6.
- Встаем вокруг ракеты.
Речедвигательная игра “Космонавты”
К полету мы готовы.
Заводим мы моторы.
Ввысь, ракета, лети.
На орбиту выходи.
Вокруг планеты облетели.
И на Цветочную планету дружно сели.
Слайд №7.
Дети находят среди изображений жителей четырех планет эмблему планеты Цветочной и подходят к ней.
-Ребята, как вы думаете, почему эта планета называется Цветочной?
-На Цветочной планете нас встречает Трёхглазик, он очень внимательно следит за всеми цветами на своей планете, заботится о них. Тут всегда лето, тепло, цветут красивые цветы, летают разные насекомые. Это зелёная планета.
-Давайте поздороваемся с Трёхглазиком. Сначала я поздороваюсь, потом - вы.
Зда-зду-зды(дети по очереди повторяют)
-Как вы думаете, почему его зовут Трёхглазик?
-На Цветочной планете прошел сильный звёздный дождь и оторвал лепесточки у цветов.
Нас просят определить, сколько слогов в слове и нарисовать столько лепесточков у цветов. Поможем?
Слайд №8.
Задание №2. Произнести названия цветов, определить количество слогов и ударность.
Задание на интерактивной доске - нарисовать с помощью электронного пера столько лепестков, сколько слогов в названии цветка. Определить ударность слога (“замочками”, комбинацией “тихо-громко”).
Слова-предметы:
- гвоздика (2 класс слоговой структуры, ударность – второй слог);
- тюльпан, ландыш (6 класс слоговой структуры, ударность- второй, первый слог);
- василёк (7 класс слоговой структуры, ударность- третий слог);
- колокольчик (четырехсложное слово с закрытым слогом, ударность- третий слог);
- одуванчик (14 класс слоговой структуры, ударность-третий слог).
Рисунок 5
- Вспомните, кому мы помогали, как зовут жителя этой планеты? (Трёхглазик). Какого цвета эта планета?
-Вы справились, помогли жителям Цветочной планеты вернуть все лепесточки цветов на место. Давайте на этой планете тоже оставим хорошее настроение(логопед оставляет второй шарик Су-джок из корзинки на Цветочной планете).
- Пора отправляться дальше делать добрые дела!
В) “Полёт” на третью планету. Совершенствование умения определять гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация понятий “звук-буква”.
Логопед с детьми по маршрутной карте полетов смотрят, на какую планету нужно перелететь с планеты Цветочной (на планету Дракия).
Слайд №9.
-Встаем вокруг ракеты.
Речедвигательная игра “Космонавты”
К полету мы готовы.
Заводим мы моторы.
Ввысь, ракета, лети.
На орбиту выходи.
Вокруг планеты облетели.
И на планету Дракиядружно сели.
Слайд №10.
Дети находят среди изображений жителей четырех планет эмблему планеты Дракия и подходят к ней.
-Посмотрите, какого цвета эта планета? (коричневого)
-На этой планете живет Дракоша, очень добрый динозавр. Давайте с ним поздороваемся. Сначала я, потом-вы:
Шты-Штю-Штя(дети по очереди повторяют)
-На планете Дракия космические пираты похитили несколько букв из алфавита, нужно помочь Дракоше вернуть все буквы на место.
-Но сначала давайте вспомним правило:
Буквы мы пишем и видим, звуки - слышим и произносим (логопед показывает рисунки-схемы).
Слайд №11.
Задание №3. Вставить пропущенные буквы алфавита.
Задание на интерактивной доске - правильно назвать пропущенную букву, с помощью электронного пера написать её на месте пропуска, назвать звук(и), которые она обозначает.
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
-Ребята, Дракоша прислал нам звуковое письмо, давайте его послушаем.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Дракоша. Я живу на планете Дракия. Очень люблю есть конфеты и греться на солнышке. У нас на планете много пещер, где мы храним свои сокровища. Наши сокровища - это удивительные камни, которые мы находим.
На нашей планете всегда день и никогда не наступает ночь, потому что у нас два солнца. Раньше мы жили на планете Земля. Но однажды нам стало тесно рядом с людьми, и мы перелетели на другую планету, которую назвали Дракия. Теперь мы живем здесь, но очень скучаем по планете Земля и по людям.
-Что любит делать Дракоша?
-Чего много на планете Дракия?
-Почему на планете Дракия всегда день?
-Что драконы хранят в пещерах?
Логопед показывает детям “драгоценные камни” (шарики Марблс).
-Дракоша не знает, какие буквы в своем письме написать в некоторых словах. Поможем ему?
Слайд №12.
Задание №4. Вставить в словах пропущенные “цветные” буквы.
Задание на интерактивной доске-с помощью электронной клавиатуры и пера вставить пропущенные буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки – выделить красным цветом, буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки - синим цветом, мягкие согласные- зелёным.
Слова: ж.ву, конф.ты, сокрови.а, ка.ни, пла.ета.
Рисунок 6
-Вы справились, сделали доброе дело, помогли вставить все пропущенные буквы.
-Как зовут жителя планеты Дракия, которому вы помогли? Давайте на этой планете тоже оставим хорошее настроение (логопед берет третий шарик Су-джок из корзинки и оставляет его на планете).
Г) “Полёт на четвёртую планету. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в стихотворениях.
Логопед с детьми по маршрутной карте полетов смотрят, на какую планету нужно перелететь с планеты Дракия (на Ледяную планету).
Слайд №13.
-Встаем вокруг ракеты.
Речедвигательная игра “Космонавты”
К полету мы готовы.
Заводим мы моторы.
Ввысь, ракета, лети.
На орбиту выходи.
Вокруг планеты облетели.
И на Ледяную планету дружно сели.
Слайд №14.
Дети находят среди изображений жителей четырех планет эмблему Ледяной планеты и подходят к ней.
-На этой планете живёт Лулу, он нас встречает. Давайте с ним поздороваемся. Сначала я, потом-вы:
Юл-ил-ал(дети по очереди повторяют)
- Как вы думаете, почему эта планета называется Ледяной? Какого она цвета? (голубая)
На этой планете всегда холодно, она вся изо льда и лёд никогда не тает.
-Лулу очень любит читать рассказы, сказки, стихотворения. Он перечитал почти все книги, которые есть на Ледяной планете. Особенно ему понравилась сказка “Снежная королева”. Вы знаете эту сказку? Кто ее автор? (ХансКристиан Андерсен).
Лулу просит вас рассказать стихотворения.
Дети рассказывают стихотворения, выученные на логопедических занятиях, показывают рисунки, выполненные к этим стихотворениям.
-Давайте жителям Ледяной планеты тоже оставим хорошее настроение (логопед берет четвёртый шарик Су-джок из корзинки и оставляет его на Ледяной планете).
Д). Возвращение на планету Земля. Исполнение музыкальной композиции “Невесомость” с элементами релаксации.
-Экипаж, мы облетели все четыре разноцветных планеты и, судя по маршрутной карте, нам пора возвращаться домой, на планету Земля. В космосе невесомость.
-Что такое невесомость? (состояние, при котором люди и предметы становятся очень легкими и летают)
- Возвращаться на нашу планету Земля мы будем в состоянии невесомости. Почувствуйте себя легкими и воздушными, слушайте музыку и повторяйте движения за космонавтами.
Слайд №15.
Старшеклассницы в костюмах космонавтов показывают детям движения, которые они повторяют.
- Вот мы и вернулись на Землю (музыка прекращается).
4. Итог занятия. Рефлексия.
-У нас осталось совсем мало хорошего настроения. Мы почти всё раздали.
Логопед показывает почти пустую корзинку с шариками Су-джок.
-На каких планетах мы побывали? Как зовут жителей планет, которым вы помогали?
-Какое задание мы выполняли первым?
-Что больше всего понравилось?
-Какое задание было самым трудным?
-В какую игру научите детей играть в группе? (“Космонавты”)
Логопед даёт общую и поимённую оценку детей в виде анализа (молодец, потому что руку поднимал(а) и не выкрикивал(а), потому что хорошо справился(ась) с заданием, правильно произносил(а) звуки, с которыми подружился на логопедических занятиях и т.п., также дается характеристика недостатков и советы, как справиться с ними).
-Ребята, хорошее настроение мы почти все раздали, а корзинка-то стала больше и тяжелей!
Логопед показывает такую же по цвету и форме корзинку, как та, в которой лежали шарики “Су-джок”, но большего размера. В корзинке вместо шариков- конфеты.
-А знаете, почему? Если делать добро, то оно к тебе же и вернется!
-Давайте угостим наших гостей и поделимся с ними хорошим настроением!
Дети берут по конфете и раздают педагогам, присутствующим на занятии. Затем логопед угощает детей.
Слайд №16. Звучит музыкальная композиция “Хорошее настроение”.
-Наше занятие закончено, я желаю вам хорошего настроения, доброго дня и добрых поступков!