Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поучаствуем в гонках по местности полиномов (слайд №2). Наш заезд не прост, он несет в себе такие важные моменты, как: закрепление изученного материала о полиномах; умение показать свой уровень усвоения трассы полиномов; разбор непонятных ранее моментов полиномного заезда; возможность проконтролировать и оценить самостоятельно свой заезд.
У каждого на парте лежит конверт! (слайд №3). Вскрыв конверт каждый из вас получит карту нашего заезда, (слайд №4) который нам даст возможность проехать по пересеченной местности, преодолеть поворот “Домино”, как и все участники заезда иметь возможность на “Пит - стоп” - остановку для проверки неисправностей машины, проезд развилки “Верно-неверно”, остановка на дозаправку, проезд через таинственные ямы, фокусный тоннель и финишная “Прямая дорога – уравнений много”. Так же обратите внимание на карточки самооценивания, (слайд №5) в которых, вы будете фиксировать свои достижения, в преодолении того или иного препятствия, и как итог оцените свой заезд в целом!
Карточка самооценивания!
Фамилия, Имя гонщика | ||||||||
Готовность к гонке (Д/з) |
Поворот “Домино” (теория) |
Пит- стоп (тест) |
Развилка “Верно-неверно” |
Таинственные ямы | Фокусный тонель | Активность на уроке | Всего баллов | Оценка |
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Интересно?
Но я не могу допустить вас до гонки пока не увижу вашу готовность к гонке! Проверим домашнее задание! (слайд №6)
Проверка домашней работы
Достаточно ли накачены ваши шины?
Найдите значение выражения: (а+3)2-(а-2)(а+2) при а=-3,5.
Решение:
(а+3)2-(а-2)(а+2)=а2+6а+9-а2+4=6а+13;
6*(-3,5)+13=-8.
В норме ли уровень масла в вашем двигателе? (слайд №7)
Решить уравнение: 8х(1+2х)-(4х+3)(4х-3)=2х;
Решение:
8х(1+2х)-(4х+3)(4х-3)=2х;
8х+16х2-(16х2-9)=2х;
8х+16х2-16х2+9=2х;
8х-2х+9=0;
6х=-9;
х=-9/6;
х=-1,5.
Залито ли топливо в ваш бак? (слайд №8)
Разделить многочлен на одночлен: (4х+12y-16):(-4);
Решение:
(4х+12y-16):(-4)= -х-3y+4.
Молодцы, Машины готовы!
Ну, теперь можно начинать наш запезд! (слайд №9)
1 этап: Гонка по пересеченной местности (устная работа). (слайд №10)
Упростите выражения:
- c6c4; (a2)3; (c2)6c;
- 4x2(-2y); -5a(-4a2); (5x4)2(-2x2)3;
- (x-3)2; (6+b)2; (b-7)(b+7);
- 8x5-10x5; 5a2b+7aba.
2 этап: Поворот “Домино” (теоретический опрос) (слайд №11).
Что-то медленно едем! Добавим ускорение!? Но, осторожней, впереди поворот со странным названием “Домино”!
Обратите внимание, что на каждой парте лежат карточки-домино.
Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова “Старт” и “Финиш”. Он задаёт стартовый ответ. Он же даёт финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т.д. Учитель указывает на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все учащиеся одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ. За игру в домино в отметочный лист вы себе поставите один балл, если верно ответите на вопрос, и 0 баллов, если пропустите свой ответ.
Итак “Математическое домино”. (14 доминошек)
Финиш: Ответ: Произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.
Старт: Вопрос: Что называют многочленом?
Ответ: Сумму одночленов.
Вопрос: Что называют одночленом?
Ответ: Произведение чисел, переменных и их степеней.
Вопрос: Какие слагаемые называют подобными?
Ответ: Слагаемые с одинаковой буквенной частью.
Вопрос: Как привести подобные слагаемые?
Ответ: Сложить их числовые коэффициенты, а результат умножить на общую буквенную часть.
Вопрос: Как умножить одночлен на многочлен?
Ответ: Одночлен умножить на каждый член многочлена, а результаты сложить.
Вопрос: Как перемножить одночлены?
Ответ: Перемножить числовые коэффициенты, а затем перемножить степени с одинаковыми основаниями и результаты перемножить.
Вопрос: Как умножить две степени с одинаковыми основаниями?
Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней сложить.
Вопрос: Как возвести степень в степень?
Ответ: Основание оставить тем же, а показатели степеней перемножить.
Вопрос: Как умножить многочлен на многочлен?
Ответ: Каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и результаты сложить.
Вопрос: Чему равен квадрат суммы двух выражений?
Ответ: Квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.
Вопрос: Чему равен квадрат разности?
Ответ: Квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого на второе плюс квадрат второго выражения.
Вопрос: Чему равно произведение разности и суммы двух выражений?
Ответ: Разности квадратов этих выражений.
Вопрос: Чему равно произведение разности двух выражений на неполный квадрат их суммы?
Ответ: Разности кубов этих выражений.
Вопрос: Чему равна сумма кубов двух выражений?
Отработка практических умений и навыков. (слайд №12)
3 этап: Пит-стоп-тест (тест по формулам сокращенного умножения).
Ну, вот и справились, смотрите на нашем пути ПИТ-СТОП-ТЕСТ!
Любая машина в заезде имеет право на остановку для проверки неисправностей: заправки, замены резины! И мы с вами остановимся, проверим формулы ваших машин! В гонке в машине должен присутствовать пилот и штурман, разделимся тоже на пилотов и штурманов! (1 вариант – пилоты, 2 вариант – штурманы)
Выполнить тест с последующей проверкой.
Пилоты | Штурманы | ||
Раскройте скобки: | Раскройте скобки: | ||
1. (х+2у)2 | 1. (х+3у)2 | ||
а) х2+4ху+4у2 | б) х2+4ху+2у2 | а) х2+6ху+3у2 | б) х2+6ху+9у2 |
в) х2+4у2 | г) х2+2ху+4у2 | в) х2+9у2 | г) х2+3ху+9у2 |
2. (2а-3)2 | 2. (4а-1)2 | ||
а) 4а2-6а+9 | б) 4а2-12а+9 | а) 16а2-8а+1 | б) 4а2-4а+1 |
в) 2а2-12а+9 | г) 4а2-9 | в) 16а2-4а+1 | г) 16а2-1 |
3. (3х-5у)(3х+5у) | 3. (4х-3у)(4х+3у) | ||
а) 9х2-25у2 | б) 9х2+25у4 | а) 4х2-3у4 | б) 16х2 +9у4 |
в) 9х2+25у2 | г) 9х2-25у4 | в) 16х2+9у4 | г) 4х2-9у2 |
4. (а+2)(а2-2а+4) | 4. (а+3)(а2-3а+9) | ||
а) а3+16 | б) а3-8 | а) а3+3 | б) а3-27 |
в) а3+2а2+8 | г) а3+8 | в) а3+27 | г) а3-3а2+27 |
Не забудьте в отметочный лист поставить:
- если все верные –3 балла,
- 4 верных – 2 балла,
- 3 верных – 1 балл.
4 этап: Развилка “Верно - неверно”. (слайд №13)
От того ребята, как выберем мы развилку зависит то, насколько быстро мы достигнем финишной черты.
Верно - неверно.
1) (а-в)(а+в)=а2-в2+2ав 2) (3а2)2=27а4 3) (4у-3х)(4у+3х)=8у2-9х2 4) (3х+а)2=9х2-6ах+а2 5) -3x2(2x+5)=6x2-15x2
В отметочный лист
- 3 балла - за все правильные ответы,
- 2 балла - за 4 или 5 правильных ответа,
- 1 балл – за 3 правильных ответа.
III. Психологическая разгрузка (слайд №14).
5 этап: Дозаправка.
Пока ваши машины заправляют, предлагаю вам посетить комнату психологической разгрузки.
Комната психологической разгрузки.[1]
Упражнение “Тихое озеро” Звучит расслабляющая музыка. “Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет тиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокой-ны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... А теперь открываем глаза. Мы снова на уроке, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.”
IV. Отработка практических умений и навыков.
5 этап: Таинственные ямы (слайд №15).
Это препятствие требует особой сосредоточенности, каждая ошибка может повлечь серьезные поломки! Объедем же эти ямы!
Найди неизвестный математический объект.
1) (3х + * )2 = * + * +49 у2 ;
2) (10m2 - * ) ( * + 10m2)= * - 4t6;
3) * · ( x2 -xy) = x2y2-xy2;
Задание выполняем по вариантам. Первые три задания – 1 вариант, вторые три задания – 2 вариант. Второй вариант немного сложнее. Вариант – на ваш выбор.
В оценочный лист 3 балла, 2 балла, 1 балл.
6 этап: Фокусный тоннель (слайд №16).
Все мы любим фокусы, вот и наш заезд не смог обойтись без них! На формулах сокращённого умножения основаны некоторые математические фокусы, позволяющие производить вычисления в уме. И мы с вами уже сталкивались с этим!
Например:
312= (30+1)2=900+60+1=961;
31* 29=(30+1)(30-1)=900-1=899.
Вспомнили?
Но самый элегантный фокус связан с возведением в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5.
Сообщение учителя (слайд №17)
Проведём соответствующие рассуждения для 852. Имеем:
852=(80+5)2=802+2*80*5+5?=80(80+10)+25=80*90+25=7200+25=7225
Замечаем, что для вычисления 852 достаточно было умножить 8 на 9 и к полученному результату приписать справа 25. Аналогично можно поступать и в других случаях. Например, 352=1225 (3·4=12 и к полученному числу приписали справа 25).
Быстро и просто. Давайте пофокусничаем! (слайд №17).
Возведите в квадрат: 452, 952
За каждый правильный ответ проставьте в своих отметочных листах по одному баллу!
7 этап: Прямая дорога – уравнений много (слайд №18).
Перед самым финишем всегда прямая, ровная дорога, где с помощью ускорений вы сможете уровнять свои силы! Уровняем же их!
Решение уравнений.
1. (x-6)2-x(x+8)=2;
x2-12x+36-x2-8x=2;
-20x=-34;
x=1
2. (4x-3)(4x+3)-2x(8x-1)=0;
16x2-9-16x2+2x=0;
2x=9;
x=
3.
3x-7=6x-4;
-3x=-4+7;
-3x=3;
x=-1.
А теперь сопоставьте свой ответ следующим буквам! (слайд №19)
А-1,Л-7,Д-10,Ж-4,Б-2,Р-“-”.
Что же получилось? Правильно Ал-Джабра!
Что же это за слово? (слайд №2)
V. Итог урока.
Небольшое сообщение учащегося о происхождении понятия “Алгебра”, заранее приготовленного.
Наш заезд, ребята, отличился особым темпом и смысловой нагрузкой. Все ребята принимали участие в заезде, у каждого была своя гонка. Кто-то догонял свои успехи, кто-то встретившись со своими “ямами” изо всех сил пытался выбраться из них, и надеюсь запомнить, чтобы впредь не попадать в них больше. Каждый из вас показал свои знания, умения и навыки, способность работать одной командой и радоваться общим результатам.
Давайте, оценим свою работу на уроке (1-3 балла) и поставим себе оценку:
- 18-20 баллов –“5”,
- 13-18 баллов -“4”,
- 8-13 баллов -“3” . (слайд №20)
Домашнее задание: Составить задачу с использованием формулы сокращенного умножения, использую три этапа моделирования задач. (слайд №21)
Используемый материал:
[1] http://multiurok.ru/lyubovtrishina/blog/rielaksatsiia-na-urokie.html (комната психологической разгрузки)