Уже чуть более 20 лет я работаю с детьми, - руковожу изостудией, в которой занимаются дети в возрасте от 5 до 15 лет.
В образовательную программу изостудии входит знакомство с живописью, графикой, рисование пластилином, роспись по дереву и по стеклу, мозаика, графический дизайн.
Особое внимание в программе уделено развитию образного, визуального, логического, пространственного мышления, развитию памяти и познавательного интереса детей.
Ребята занимаются в изостудии по несколько лет, многие являются лауреатами и дипломантами различных окружных, городских, всероссийских конкурсов и фестивалей детского творчества. Недавно дети изостудии стали победителями ХVШ Международного детского конкурса дизайна, изобразительного и прикладного искусства “Комната моей мечты”, проходившего в Санкт-Петербурге, в Академии им. барона Штиглица. Некоторые выпускники изостудии продолжают свое образование в художественных школах, профильных учебных заведениях и ВУЗах Москвы.
Когда я только начинала свою педагогическую деятельность, такой раздел в образовательной программе как дизайн вызывал удивление методистов, родителей, членов аттестационной комиссии. Хотя именно занятия дизайном так свойственно детям!
Присмотритесь к рисункам детей... Сколько в них выдумки, непринужденной фантазии, сколько ярких и необычных образов. Дети так любят что-то переделывать, додумывать, исследовать, усовершенствовать, изобретать новое. Им нравится разнообразие и нравится процесс познания.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от детишек больших усилий. Они очень легко, органично и с удовольствием открывают для себя этот интереснейший мир.
Детский дизайн – это так увлекательно, так весело! Так легко рождаются в детских головках и в руках самые необычные и неожиданные образы. Для них – это просто игра. Они с удовольствием включаются в занятие по созданию чего-либо несуществующего, “сказочного”, ассоциируют себя с вымышленными персонажами. И это нравится и привлекает к работе даже самых младших из них, обладающих пока еще небольшими самостоятельными навыками рисования.
Дети сочетают в своих работах самое невероятное: свойства механических предметов и живых организмов, существующие вещи и вымышленные. Детские проекты обращают на себя внимание особой изобретательностью, незаурядностью тем, необычностью исполнения, яркостью красок и чистотой намерений.
Ребятишки с увлечением создают на листе удивительные домики для вымышленных персонажей или героев любимых литературных произведений. Даже для самого Алфавита могут построить дворец, архитектурные формы которого пробуждают у них ассоциации с силуэтами букв. Придумывают яркие и эмоциональные образы из овощей, фруктов, ягод, растений. Рисуют удивительные маски различных персонажей. Буквы превращают в живых существ, в знакомые и необходимые в жизни или в фантастические предметы. Улитки, жуки, пчелы и стрекозы, гусеницы и бабочки становятся не просто “населением” нашей планеты, друзьями и помощниками человека, а превращаются в новую форму жизни – в БИОтранспорт, например.
Дети любят подобные занятия, потому что это необычно и очень интересно. Это настоящее творчество!
Переводы с английского слова design включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение.
Дизайнерское решение максимально информативно и визуально красноречиво. И каждый ребенок способен выполнить подобный проект, руководствуясь собственными идеями. И, как настоящий дизайнер, он не только сообщает своим зрителям конкретную информацию о чем-либо, но и соответствующим образом преподносит ее.
В процессе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, углубляются его представления об окружающем мире, осмысливаются свойства предметов, их особенности. Он овладевает изобразительными навыками и умениями, совершенствует их, учится осознанно их использовать.
У ребенка формируется эмоциональная отзывчивость и познавательный интерес, способность самостоятельно и последовательно осуществлять свой замысел. Развивается внимание, творческое воображение, образное, визуальное, логическое, проектное мышление. У него растет желание заниматься изобразительной деятельностью, воспитывается эстетическое сознание (восприятие, вкус, идеал, оценка, потребности, творческие способности). Ярче проявляется индивидуальность.
Сегодня дизайн – неотъемлемая часть нашей жизни и полностью соответствует задачам и требованиям времени.
Умение нестандартно, творчески мыслить проявляется у ребенка в стремлении преобразовать мир, открывает перед ним огромные возможности в будущем, вдохновляет, делает его творцом в любом виде профессиональной деятельности во взрослой жизни.