Цель урока: Повторить и обобщить понятие концентрации как характеристики раствора. Совершенствовать умение в проведении расчетов, решение задач на растворы, повторить навыки работы с лабораторным оборудованием в практической работе.
Задачи: Вспомнить определение раствора как системы, рассчитать массу вещества и воды для заданного раствора, отмерить на физических приборах необходимые количества составляющих раствора, приготовить раствор, обсудить зависимость концентрации раствора от массы растворенного в нем вещества, установить зависимость окраски раствора от концентрации в-ва в нём, обсудить практико-ориентированное направление данной темы, провести рефлексию.
Оборудование: Весы, тетради, дихромат калия в стаканчиках, колбы на 200-250 мл, шпатели, бумажки, цилиндры, стаканы с водой, пипетки, воронки.
Ход урока
1. Приветствие.
2. Изложение темы урока и специфики урока.
3. Техника безопасности.
Выступление учителя физики по ТБ при работе с физическим оборудованием.
Выступление учителя химии по ТБ при работе с веществами.
4. Мотивация.
Учитель химии (вопросы детям):
а) Что такое раствор вещества? Что такое истинный раствор вещества? Из каких компонентов состоит раствор?
б) Что является растворителем веществ?
в) Растворимое вещество берём - дихромат калия ( К какому классу веществ относится дихромат калия? Данное вещество простое или сложное?).
г) Растворителем будет вода. (К какому классу веществ относится вещество вода?)
д) Что является характеристикой раствора?
Учитель физики (вопросы детям):
а) Что такое концентрация раствора?
б) От чего зависит концентрация раствора?
в) Как сделать расчет массы вещества, необходимой для приготовления раствора?
г) Как рассчитать массу воды для раствора?
Итог мотивации, учитель физики: Чем больше значение концентрации, тем больше масса вещества в нём растворено.
Итог мотивации, учитель химии: Чем больше масса растворенного вещества в единице раствора, тем более насыщенной окраской он обладает.
ПОСМОТРИМ?
5. На проекторе. Озвучивание текста задач по рядам: учитель физики озвучивает тексты задач.
- ПЕРВЫЙ ряд готовит 150 г 0,1 % раствора дихромата калия.
- ВТОРОЙ ряд готовит 150 гр 1 % раствора дихромата калия.
- ТРЕТИЙ ряд готовит 150 г 10 % раствора дихромата калия.
Записываем в тетрадь: число, тема, краткое условие задачи.
6. На проекторе. Порядок действий в работе озвучивает учитель химии
а) Записать условие задачи.
б) Произвести расчёт массы вещества и объёма воды.
в) Приступить к приготовлению растворов.
г) Сдать раствор на кафедру.
д) Сесть на место и сделать в тетради вывод.
Учитель физики. (Совместная беседа с детьми) Как перевести массу воды в объёмные единицы.
7. Учитель физики: Правила работы с физическими приборами (весы, мерный цилиндр).
- На правую чашку весов выкладываем тару для помещения в неё вещества, уравновешиваем с ней весы, чтобы исключить массу тары.
- Расчётную массу вещества помещаем в виде разновесов на левую чашку весов.
- В тару маленькими порциями вносим вещество до перехода весов в равновесное положение.
- С помощью мерного цилиндра отмеряем необходимый объём растворителя.
Учитель химии: Правила работы с веществами.
- Готовим раствор мы в колбах. Отмерив массу в-ва необходимо перенести его в колбу через воронку плавными движениями, чтобы не потерять ни крупинки. Затем вытащить воронку из колбы.
- При переносе воды из цилиндра не забудьте коснуться носикомцилиндра горлышка колбы, чтобы сбросить все капельки из него в колбу.
- Перемешивая вещества совершаем вращение колбы за горлышко, чтобы создать бурун, перемешивающий слои раствора.
ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ.
Дети сдают результаты на кафедру по рядам.
8. На наглядном материале (сданным результатам работы (растворам)).
Обращая и внимание детей на окрашивание раствора делаем вывод вместе с детьми. Заслушиваем предлагаемые выводы детей по проделанной работе.
Подводим итог.
Учитель физики:«Чем больше масса растворяемого вещества в единице раствора, тем выше его концентрация»
Учитель химии: «Чем выше концентрация раствора, тем насыщенней, ярче окраска полученного раствора»
9. Устное обсуждение темы.
Ответить на практико-ориентированный вопрос:
В повседневной жизни, где мы встречаемся со значениями концентраций, как характеристиками потребляемых нами продуктов производств? Предполагаемые ответы детей: (жирность молока, проба на ювелирных изделиях и т.д.)