Тип урока: мастерская
Цель: обеспечение самостоятельного творческого исследования для изучения обучающимися программного материала по материку "Австралия".
Задачи урока:
- обеспечить самостоятельный поиск обучающимися новых знаний;
- обеспечить творческое и исследовательское освоение программного материала;
- стимулировать творческое саморазвитие личности обучающегося;
- создать условия для самореализации обучающегося в процессе индивидуальной, парной и групповой работы;
- создать атмосферу взаимопомощи и сотрудничества;
- вызвать у обучающегося чувство удовлетворения от проведенной работы и полученных результатов.
Реквизит: компьютер с проектором; фильм "Жизнь глубин океана" (релаксация с музыкой и природой); комплект интерактивных карт; бумага для групп; источники географической информации: атлас, энциклопедии, иллюстрации, в т.ч возможно и на электронных носителях, карточки с дополнительной информацией описательного характера; текст плана описания географического положения материка; листочки с набором ПК для жеребьевки: эвкалиптовый лес, пустыня, скрэб, мангровые заросли, саванны.
Перед началом урока обучающиеся рассаживаются по группам (по5 человек).
Ход урока
При входе учащихся в класс, учитель приветствует их и предлагает учащимся выбрать одну из предложенных карточек.
Отмечаем отсутствующих.
Сейчас я прошу объединиться вас в группы (учащиеся объединяются в группы, согласно выбранной в начале урока карточке с разнообразными видами карт, на которой с обратной стороны прописан номер группы). В каждой группе назначается дежурный, который будет, получать и возвращать карточки заданий. Готовы?
Индуктор:
Слово учителя: Наша Земля уникальна и разнообразна. Мир открыт для каждого, но реально не каждый может увидеть это разнообразие. Но заочно посетить ту или иную страну или континент может каждый. СМИ нам тоже дают такую возможность. Изучая курс географии материков, перед нами открывается неведомое.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье...
Г.Усова
Посетить самый удаленный, самый маленький континент можете и Вы. Для этого: станьте участником нашей мастерской.
Итак, на нашем виртуальном корабле мы приплываем к берегам Австралии.
На экране фильм "Жизнь глубин океана" (релаксация с музыкой и природой).
Под этот релаксирующий фильм обучающиеся выполняют задания 1 и 2.
Деконструкция:
- Слово учителя: Австралия – самый маленький, но уникальный континент!
Задание 1:
Напишите три географических названия, которые Вам что-то говорят об Австралии.
Возможные детские записи:
Эйр, Тасмания, Муррей
Большой барьрный риф, Косцюшко, Сидней
Канберра, Большой водораздельный хребет, Большая песчаная пустыня
Задание 2:
Дополните Ваши географические названия, подписав к ним природную или другую принадлежность.
Возможные детские записи:
Эйр - озеро, Тасмания - остров, Муррей – река.
Большой барьрный риф – постройка из кораллов, Косцюшко - гора, Сидней – город.
Канберра - столица, Большой водораздельный хребет - горы, Большая песчаная пустыня – пустынный район.
Социализация: учащиеся обсуждают в группах между собой задание.
Афиширование: Передайте свои записи соседу справа. Дополните полученные записи соседа своими названиями географических объектов. При этом смотрите, чтобы названия не повторялись.
Реконструкция.
Ответы перед вами на слайде. Проверяем. (На экране демонстрируются правильные ответы - слайд 1).
Продолжение индуктора: Переходим к следующему этапу нашего урока. К нашему увлекательному путешествию по любопытному краю.
Деконструкция и афиширование:
Задание 3. (Работа в группе).
А). Из представленного группой перечня географических объектов Австралии Вам необходимо выбрать три, которые на Ваш взгляд наиболее полно отражают особенности этого континента.
Б). Составьте с каждым выбранным объектом небольшой рассказ, назвав 6 особенностей.
(Каждая группа получает источники географической информации: атлас, энциклопедии, иллюстрации, в т.ч возможно и на электронных носителях, карточки с дополнительной информацией описательного характера).
Выступления групп.
Группы по очереди выступают со своими рассказами (их должно быть 3). Другие группы дополняют, могут исправлять ответы.
Слово учителя: несомненно дополнить Ваши рассказы поможет характеристика географического положения Австралии – это то, с чего мы начинаем изучать любой материк.
Деконструкция - итак, обращаемся к плану описания географического положения материка.
(План описания у каждой группы на столе).
Каждая группа по порядку описывает пункт плана, показывая на карте.
Разрыв: Сегодня в течение урока мы более подробно познакомились с уникальным континентом и страной, которую любят австралийцы и путешественники. Многие мечтают посетить этот материк. И здесь, конечно же уместны слова Ж. Верна: "А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре!"
Во многом Австралия, и вправду, самый ... материк. Самый ... какой?
Деконструкция: подумайте над этим вопросом. Ответы запишите на отдельных листах.
(после выполнения ответы прикрепляются к доске) Примерные ответы.
Австралия – самый маленький материк.
Австралия – самый сухой материк.
Австралия – самый удаленный материк.
Австралия – самый малонаселенный материк.
Австралия – самый удивительный по эндемичности органического мира.
Социализация и афиширование: слово учителя: итак, на нашем виртуальном корабле мы отплываем от Австралии.
(На экране фильм "Жизнь глубин океана" (релаксация с музыкой и природой).
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Вы находитесь в каюте, где Вам никто не мешает. Дорога дальняя, с Вами ноутбук на котором Вы хотите сделать эмблему Австралии.
Подумайте, что Вы разместите в центре эмблемы?
Затем каждый обучающийся называет свое изображение.
Рефлексия: - подводя итоги нашему уроку, закончите своей фразой высказывания, предложенные на доске и запишите их на цветных стикерах лежащих на столах каждой группы: слайд
1. Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я выполнил задания...
5. Я понял, что...
6. Теперь я могу...
7. Я почувствовал, что...
8. Я приобрёл...
9. Я научился...
10. У меня получилось...
11. Я смог...
12. Я попробую...
13. Меня удивило...
14. Мне захотелось...
Прикрепите на доску полученные высказывания, напротив выбранной фразы.
Спасибо за урок и до новых встреч!