Тип урока: открытие нового знания.
Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)
Цель урока: расширение представлений о синонимах.
Задачи:
Предметные:
Создать условия для развития у учащихся:
– умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
– находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
– работать со словарём;
– подбирать родственные слова, определять части речи;
– использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
– умения принимать и сохранять учебную задачу;
– умения определять общую цель и пути её достижения;
– навыков работы с учебной книгой;
– навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
– готовности слушать собеседника и вести диалог;
– умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
Примечание: ЛУУД – личностные УУД
РУУД – регулятивные УУД
КУУД – коммуникативный УУД
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||
I. Организационный момент |
Включение в деловой ритм урока. |
Подготовка класса к уроку. Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте. |
ЛУУД: |
||
II. Актуализация знаний
|
На доске: – Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи? – Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
– Что можно сказать о группах слов? |
– Это слова. – Они называют предметы, признаки, действия. Дети самостоятельно работают. Записывают слова в группы: имена существительные – дело, труд; имена прилагательные – смелый, отважный; глаголы: плакать, рыдать. – В первой группе – имена существительные; во второй – имена прилагательные; в третьей – глаголы. |
|
||
III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов. Работа по теме.
Работа по учебнику. |
– Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
– Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами. На доске появляются записи, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы. – Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём? На доске: – Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах? На доске:
– Сделайте вывод, используя опорные слова. – Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника. – Что ещё нового узнали из статьи.
– Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
|
– Что такое слова – синонимы? – Потому что слова близки по смыслу.
– В каждой группе синонимы, каждая группа объединяет слова только одной части речи.
Дети делают вывод. – Да совпал! – Слова-синонимы – это греческое понятие, означает «одно имя, одно название». – Что такое слова – синонимы? – Да! |
РУУД:
РУУД: контроль, оценка, коррекция; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; КУУД:
|
||
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику – упр.321 |
– Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно. – Определите основную мысль стихотворения. – Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
– Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» – синонимы.
– Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл – это слова родственные?
– В словаре – синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
– Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
– Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме:
Запишите их и разберите. |
Дети знакомятся с заданием. – Об осинке. – Она «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» Дети разбирают. Находят грамматическую основу: осинка зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет. Обозначают части речи. – Имеют один смысл. – Родственные слова имеют один смысл и у них есть общая часть – корень. А у наших глаголов корень разный, значит, их назвать родственными нельзя. Самостоятельная работа детей со словарём – синонимов. – Чтобы было можно применить слово, так как требуется в тексте близко по смыслу. Точно.
– Осинка, солнышко. |
РУУД: |
||
V. Физминутка |
Покажем действиями стихотворение. |
Дети представляют себя осинками и повторяя изображают её. |
КУУД |
||
V. Применение новых знаний |
– Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
– Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке. – Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали? – Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов. – Вы были правы? |
– Повторяется слово «упал»
Дети выполняют задание, зачитывают варианты.
– Как мы зачитывали. Дети выполняют, проверка фронтальная. – Да мы сделали правильные выводы. |
РУУД: |
||
VI. Рефлексия |
– Какое открытие вы сделали? |
Дети отвечают |
|
||
VII. Итог |
– Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности. |
|
|