В пособии “Словознайкин в Словограде” представлены дидактические игры для расширения словарного запаса и формирования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Основной контингент логопедических групп дошкольных образовательных учреждений составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте. По признанию специалистов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой) ведущим дефектом в структуре ОНР является нарушение лексико-грамматического строя речи. Дети, у которых речь развивается в соответствии с возрастом, учатся изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях, предложениях, в практике повседневного общения. У детей с ОНР возможности овладения лексическими и грамматическими категориями, формами на основе непосредственного подражания речи окружающих ограничены. Следовательно, им необходимы специальные условия обучения, при которых значительное место отводится формированию лексики и грамматической стороны речи. Направления и этапы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР разработаны в исследованиях Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. Но поиск методов, приемов, специальных упражнений в логопедической практике, по-прежнему, актуален.
Для успешного овладения детьми старшей логопедической группы лексико-грамматическими категориями речи в соответствии с возрастом, мною было разработано дидактическое пособие “Словознайкин в Словограде”.
Цель данного пособия – повысить эффективность логопедической работы в формировании лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Расширить активный словарный запас детей.
2. Закрепить навыки употребления в речи грамматических категорий:
- образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже;
- использование притяжательных местоимений “мой”, “моя”, “моё”, “мои” в сочетании с существительными мужского, женского, среднего рода;
- подбор антонимов (имен существительных, глаголов, имен прилагательных).
3. Стимулировать у детей познавательный интерес к родному языку.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических и физиологических групп, а также родителям, которые заинтересованы в развитии у детей грамотной речи. Дидактические игры данного пособия могут использоваться педагогами, как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми.
В дидактическое пособие “Словознайкин в Словограде” входят:
- кукла “Словознайкин”;
- рюкзак с книгами;
- говорящая ручка “Знаток”;
Прием использования говорящей ручки позволяет разъяснить детям значение многих слов в ходе изучения лексических тем: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Овощи”, “Дикие животные”, “Домашние животные”, “Животные жарких стран”, “Профессии”. Этот прием значительно повышает интерес детей к занятиям.
- рисованные на картоне и ламинированные дома и жители “Словограда”: “Лилипут”, “Великан”, “Жадина”, мастера “Умельцы”, мальчик “Наоборот”, “Веселый Художник”.
Дидактическое пособие “Словознайкин в Словограде” включает в себя следующие дидактические игры:
“Лилипут и Великан”.
Цель: Расширить активный словарь детей. Научить употреблять имена существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
Оборудование: “Лилипут”, “Великан” и их дома.
Ход игры
Педагог знакомит детей с “Лилипутом” и “Великаном”, обращает внимание на то, какие они разные, просит детей сказать правильно, что у “Лилипута”, а что у “Великана”: головка-головища, глазки-глазищи, ручки-ручищи, кулачки-кулачищи, ножки-ножищи, рубашка-рубашища, сапожки-сапожищи, домик-домище. Очень непохожие друг на друга “Лилипут” и “Великан” – добрые друзья. Сильный “Великан” всегда помогает “Лилипуту”, а ласковый “Лилипут” заботится о своем добром соседе.
“Жадина”.
Цель: Пополнить активный словарь детей. Научить правильно согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
Оборудование: “Жадина” и его дом.
Ход игры
Познакомившись с “Жадиной”, дети называют слова, которые он часто любит повторять: “мой”, “моя”, “моё”, “мои” в сочетании с именами существительными (дом, сад, стол, улица, комната, книга, окно, дерево, озеро, птицы, цветы бабочки). Дети учат “Жадину” делиться и объясняют ему, как они в группе называют свои игрушки (наш, наша, наши в сочетании с именами существительными).
“Мастера Умельцы”.
Цель: Обогатить активный словарь детей. Формировать навык образования и употребления относительных прилагательных. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Оборудование: мастера “Умельцы” и их мастерская.
Ход игры
Педагог знакомит детей с “Умельцами”, которые мастерят предметы из разных материалов. Дети правильно называют, что изготовили мастера, употребляя относительные прилагательные в согласовании с именами существительными в роде, числе, падеже (дом из кирпича – кирпичный дом, крыша из железа – железная крыша, ворота из металла – металлические ворота, лестница из дерева – деревянная лестница, трубы из пластмассы – пластмассовые трубы).
“Мальчик Наоборот”.
Цель: Расширить активный словарь детей. Упражнять в подборе антонимов. Формировать навык употребления антонимов в речи.
Оборудование: мальчик “Наоборот” и его дом.
Ход игры
Педагог знакомит детей с мальчиком “Наоборот”. С теми, кто приходит к нему в гости, мальчик любит играть в игру “Скажи наоборот”. Дети подбирают слова, противоположные по смыслу (день – ночь, девочка – мальчик, плач – смех, идти – стоять, молчать – говорить, встречать – провожать, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, широкий – узкий, высоко – низко, далеко – близко, холодно – жарко).
“Веселый Художник”.
Цель: Пополнить активный словарь детей. Научить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Оборудование: “Веселый Художник”, его дом и картины.
Ход игры
Познакомившись с “Веселым Художником”, дети рассматривают его смешные картины. Дети должны узнать и правильно назвать из чьих частей тела состоят необычные животные на картинах. Педагог предлагает детям придумать своих необычных животных и проговорить из чьих частей тела они состоят.
Таким образом, использование дидактического пособия “Словознайкин в Словограде” способствует расширению активного словаря, совершенствованию грамматического строя речи, повышению у детей мотивации к логопедическим занятиям.