Цели.
Образовательные:
- Формировать у детей реалистичную картину мира, дать представление о круговороте воды в природе; учить прослеживать причинно-следственные связи в природе.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, совершенствовать внимание, память, логическое мышление, принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, чуткое отношение к природе и бережное отношение к воде.
Материал:
- Презентация и медиа средства показа; серия картинок – пиктограмм (родник, ручей, река, море, пар, облако, туча, дождь); набор картинок облаков с эмоциями для педагога и по одному чистому белому облаку на каждого ребёнка; стаканчики с минеральной водой на всех для угощения.
Ход занятия
(слайд 1) Загадка:
- Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
- А вот и отгадка! (стакан с водой)
(слайд 2) - Сегодня мы поговорим с вами о том, какое значение вода имеет в нашей жизни, в жизни всего живого. О том, какие удивительные превращения происходят с ней в природе.
- На Земле существует целое Царство воды - океаны и моря, реки и озёра, обыкновенные ручейки и лужицы.
(слайд 3, со звуком) - Стоит открыть кран в доме и оттуда потечёт вода. Откуда она берётся? Вот послушайте.
(слайд 4) - В древние времена почти вся земля была покрыта льдом. Потом лёд растаял, и появились озёра с прозрачной водой. Многие ледниковые озёра сохранились и сейчас. Они дают начало ручьям и рекам.
(слайд 5) - Многие озёра заросли травой и превратились в болота.
(слайд 6) - В таком вот лесном болотце, из родничка, который бьёт из-под земли, начинается великая русская река Волга.
(слайд 7) - А вот какая она становится - широкая, полноводная, судоходная. (слайд 8) - Вот перед вами скромный исток Москвы-реки.
(слайд 9) – Вот она становится всё шире на своем протяжении.
(слайд 10) - А вот Москва-река уже во всей своей красе протекает мимо стен Кремля.
(слайд 11) - Вы, наверное, знаете, что в наше время воду из рек пить нельзя. Их загрязнили фабрики и заводы вредными отходами производства. Но ведь и людям, и фабрикам, и заводам нужна чистая вода.
(слайд 12) - Поэтому сейчас люди следят за тем, чтобы использованная в работе вода, сначала очищалась, а потом спускалась в реки.
(слайд 13) - Здесь мы видим очистительное сооружение. Вода проходит тщательную очистку и только после этого по трубам приходит к нам в дом.
(слайд 14 со звуком) - А кто заботится о своём здоровье, пропускают воду ещё через домашний фильтр для воды.
- Дети, у кого в доме есть фильтр?
- Дети, а можно пить некипячёную воду?
- Нет, даже очищенную воду перед употреблением надо кипятить, чтобы в ней не было микробов.
- Люди должны помнить, что запасы пресной, т.е. питьевой воды, на земле очень ограниченны. И мы с вами должны стараться беречь воду.
- А что значит беречь воду?
- Например, не делать слишком большую струю воды, когда умываемся, вовремя чинить текущие краны, чтобы вода не расходовалась впустую.
(слайд 15) - Вода нужна всему живому. Птицы, звери и другие животные пьют воду, купаются в ней.
(слайд 16) - Растения через листья испаряют воду, чтобы не перегреться на солнце.
(слайд 17) - Люди используют воду в быту, в народном хозяйстве, перевозят по воде грузы. Вобщем, вода нужна на каждом шагу.
- А хотите узнать, как вода путешествует по миру?
(слайд 18) - Послушайте историю одной водяной капельки.
Сказка “История водяной капельки”
Эта крошечная капелька вместе с другими капельками участвует в чудесном круговороте воды в природе, который совершается на Земле постоянно.
- Вот как это происходит (слайд 19, с анимацией).
- Теперь послушайте историю про капельку.
(слайд 20 со звуком) - Далеко от городов, в лесной глуши жил - был родничок чистейшей и очень холодной воды, потому что он бил из-под земли. Здесь и родилась наша капелька.
(слайд 21 со звуком) - Вместе с другими капельками она устремилась по течению ручья, любуясь по пути красотами окружающей природы. Ручеек бежал быстро, и весело звеня, соединялся с другими ручейками.
(слайд 22) - Наконец, ручеёк влился в реку, большую и полноводную, вот такую.
- Правда, красивая?
(слайд 23) - Теперь воды реки текли медленно, и наша любознательная капелька с удовольствием рассматривала всё, что попадалось её на пути: пёстрых рыб,
(слайд 24) камушки причудливой формы, заросшие зеленью берега.
(слайд 25) - Но вот берегов не стало видно.
- Дети, куда влилась река? Река влилась в море и наша капелька оказалась посреди огромного безбрежного морского простора.
(слайд 26) - Наступили удивительная тишина и покой, море нежно баюкало капельку на волнах.
(слайд 27, с анимацией) - А в небе ярко светило солнце и протягивало свои ласковые лучи к морским капелькам.
(слайд 28) - От жары капельки стали крохотными и невесомыми, начали испаряться и в виде легкого пара подниматься в небо всё выше и выше.
(слайд 29) - В небе капельки вновь встречались и получались облака.
(слайд 30) - Плыть по небу в белом пушистом облаке было так хорошо, что капельке хотелось, чтобы это путешествие длилось бесконечно.
(слайд 31) - Но чем больше капелек прибывало в облако, тем оно становилось тяжелее.
(слайд 32 со звуком) - Наконец, оно превратилось в лохматую тёмную тучу. Капли стали большими и тяжёлыми, они больше не могли удерживаться на весу. Одна за другой, они словно парашютисты, отрывались от тучи и падали вниз. Пошёл дождь! (щелкнуть звук на слайде).
(слайд 33) - Он умыл лицо Земли, напоил водой пашни, сады и грядки. Капли весело звенели по крышам, скакали с листка на листок, падали в ладошки детворе и были очень счастливы, что все на земле им так рады!
(слайд 34) - Счастливы были и дети!
- Понравилась сказка?
- А теперь я предлагаю вам вспомнить, как происходит круговорот воды в природе (слайд 35, с анимацией).
(слайд 36) - Капелька вновь приветствует вас. Ваши глазки долго смотрели на экран и теперь капелька предлагает вам сделать зрительную гимнастику.
Дидактическое упражнение “Круговорот”
(слайд 37) - А теперь проверим, что вы запомнили. Разложите картинки по порядку водоворота воды в природе.
Дети раскладывают картинки по порядку: родник, ручей, река, море, пар, облако, туча, дождь.
- Смотрите, дети, а если мы разложим картинки по кругу, что у нас получится?
- Круговорот воды в природе! Молодцы!
Физкультминутка “Облака”
(слайд 38) У детей в руках по облаку из белой бумаги, у педагога облака с эмоциями.
Педагог и дети качают облака в руках.
Вот облако весёлое смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так, какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: “Мне весело с тобой!”,
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
- Какое настроение у облачка? (весёлое).
- Сделайте весёлое лицо.
А вот другое облачко расстроилось до слёз,
Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками расплакалось оно
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
- Какое облачко? (грустное)
- Изобразите грусть на своём лице.
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог –
Так дунул, что страшилище пустилось наутёк!
- Какое облако? (злое)
- Покажите.А маленькое облачко над озером плывёт
И удивлённо облачко приоткрывает рот:
“Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?
Такой лохматый, мягонький летит-летит со мной.
- Какое облачко? (удивлённое)
- Изобразите.Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облака не смог я отыскать.
Детская презентация
- А сейчас Катя покажет нам свою маленькую о том, как Катина капелька помогает её дома (моет руки, умывается, купается, готовит, стирает бельё, протирает тряпкой пыль, моет тряпкой пол, поливает цветы, опрыскивает цветы).
Итог
- Молодцы! Надеюсь, сегодня вы узнали много нового и можете рассказать об этом дома. А сейчас предлагаем всем попробовать чистую минеральную воду.
Литература
- Н.А. Екимова – стихотворение “Облака”.