План-конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш] – [ж]»

Разделы: Логопедия


Цель занятия. Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [ш], [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и текстах.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

1. Формировать представление о механизме образования звуков [ш], [ж].

2. Повторить сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

3. Отрабатывать навык утрированного чтения и письма с проговариванием.

Коррекционно-развивающие.

1. Формировать навык фонематического анализа и синтеза.

2. Совершенствовать артикуляционную моторику.

3. Способствовать развитию фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные.

1. Воспитывать у обучающегося положительное отношение к логопедическим занятиям.

2. Способствовать формированию навыка самоконтроля.

Оборудование:

  • слоговая таблица,
  • зеркало,
  • мяч,
  • опорная таблица для сравнительной характеристики звуков [ш], [ж].
Этапы занятия Виды заданий Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающегося Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
Организационный момент Упражнение “Цепочка бесконечности”. Приветствие; психологический настрой обучающегося на предстоящую учебную деятельность. Подбор слов в соответствии с правилами игры:

Жуккоттопоррукаалфавит...

Развитие фонематического анализа, концентрация внимания обучающегося на выполнении учебных заданий.
- От записанного слова образуй цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Актуализация знаний и умений Артикуляционная гимнастика. Контролирующая помощь: за правильным выполнением артикуляционных упражнений. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики: “Маляр”, “Грибок”, “Вкусное варенье”, “Чашечка” (зрительный контроль с использованием зеркала). Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение артикуляции и характеристики звуков [ш], [ж]. Объяснение артикуляции звуков (с использованием зрительного контроля)

- При произнесении звуков [ш], [ж] губы округлены, язык в форме “чашечки” поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит посередине языка, но при произнесении звука [ж] “голосовой моторчик работает”, а при произнесении звука [ш] - “молчит”.

Сравнительная характеристика звуков (с опорой на тактильные ощущения и таблицу)

Вывод.

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

Развитие тактильных ощущений, фонематического восприятия.
Дифферен-циация звуков [ш], [ж] изолирован-но, в слогах Физминутка “Шифровальщик” - Послушай и “зашифруй” цепочку звуков и слогов.

Шифр:

звук [ж] — бег на месте (“Бегун”),

звук [ш] — один прыжок на месте (“Мячик”).

Выполнение задания

физминутки “Шифровальщик”.

Развитие фонематического слуха, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Работа со слоговыми таблицами.

Упражнение “Разговор инопланетян”

Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания и письма (с комментированием). Чтение и запись слогов с утрированным проговариванием “по-инопланетянски”. Закрепление навыка утрированного чтения и письма с проговариванием.
Пальчиковая гимнастика Упражнения “Замок”, “Цветок”, “Козлик”. Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания, правильным выполнением движений гимнастики. Выполнение упражнений с проговариванием. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Дифференциация звуков [ш], [ж]  в словах, в предложениях Упражнение “Слоги потерялись” (игра с мячом). - Я тебе кидаю мяч и говорю начало слова (первый слог), а ты возвращаешь мяч и добавляешь слог жи или ши так, чтобы получилось слово. эта...(жи) - этаж

у...(жи) - уж

но...(жи) - нож

малы...(ши) - малыш

ланды...(ши) - ландыш

стри...(жи) - стриж

каранда...(ши) - карандаш

Развитие фонематического восприятия; наблюдение над оглушением звонкого согласного звука в конце слова.
Упражнение “Спаси слова от Буквоежек” - Вставь пропущенные буквы и исправь ошибки Незнайки

(Ми?а мазать хлеб масло.

Я надеть пу?истые варежки.

Бабу?ка ?арить рыба на сковорода).

Выполнение задания (самостоятельно); самопроверка по образцу; работа над ошибками. Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля.
Итог занятия Рефлексия - Чему учились на занятии?

- Дай сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Выполнение каких заданий получилось у тебя лучше всего, почему?

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

 

(ответы на вопросы)

Формирование умения оценивать совместно с логопедом результат своих действий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Домашнее задание

(дифференциация звуков [ш], [ж] в тексте)

Упражнение “Дождь прошёл” Краткий инструктаж о ходе выполнения домашнего задания, возможных трудностях при его выполнении. Запись домашнего задания, вопросы о ходе его выполнения. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ш], [ж] на материале текста).