Цель занятия. Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [ш], [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и текстах.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
1. Формировать представление о механизме образования звуков [ш], [ж].
2. Повторить сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].
3. Отрабатывать навык утрированного чтения и письма с проговариванием.
Коррекционно-развивающие.
1. Формировать навык фонематического анализа и синтеза.
2. Совершенствовать артикуляционную моторику.
3. Способствовать развитию фонематического слуха.
Коррекционно-воспитательные.
1. Воспитывать у обучающегося положительное отношение к логопедическим занятиям.
2. Способствовать формированию навыка самоконтроля.
Оборудование:
- слоговая таблица,
- зеркало,
- мяч,
- опорная таблица для сравнительной характеристики звуков [ш], [ж].
Этапы занятия | Виды заданий | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Организационный момент | Упражнение “Цепочка бесконечности”. | Приветствие; психологический настрой обучающегося на предстоящую учебную деятельность. | Подбор слов в соответствии с
правилами игры: Жук – кот – топор – рука – алфавит... |
Развитие фонематического анализа, концентрация внимания обучающегося на выполнении учебных заданий. |
- От записанного слова образуй цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. | ||||
Актуализация знаний и умений | Артикуляционная гимнастика. | Контролирующая помощь: за правильным выполнением артикуляционных упражнений. | Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики: “Маляр”, “Грибок”, “Вкусное варенье”, “Чашечка” (зрительный контроль с использованием зеркала). | Развитие артикуляционной моторики. |
Уточнение артикуляции и характеристики звуков [ш], [ж]. | Объяснение артикуляции звуков (с
использованием зрительного контроля) - При произнесении звуков [ш], [ж] губы округлены, язык в форме “чашечки” поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит посередине языка, но при произнесении звука [ж] “голосовой моторчик работает”, а при произнесении звука [ш] - “молчит”. |
Сравнительная характеристика
звуков (с опорой на тактильные ощущения и
таблицу) Вывод. Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой. |
Развитие тактильных ощущений, фонематического восприятия. | |
Дифферен-циация звуков [ш], [ж] изолирован-но, в слогах | Физминутка “Шифровальщик” | - Послушай и “зашифруй” цепочку
звуков и слогов. Шифр: звук [ж] — бег на месте (“Бегун”), звук [ш] — один прыжок на месте (“Мячик”). |
Выполнение задания физминутки “Шифровальщик”. |
Развитие фонематического слуха, снятие эмоционального и мышечного напряжения. |
Работа со слоговыми таблицами. Упражнение “Разговор инопланетян” |
Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания и письма (с комментированием). | Чтение и запись слогов с утрированным проговариванием “по-инопланетянски”. | Закрепление навыка утрированного чтения и письма с проговариванием. | |
Пальчиковая гимнастика | Упражнения “Замок”, “Цветок”, “Козлик”. | Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания, правильным выполнением движений гимнастики. | Выполнение упражнений с проговариванием. | Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. |
Дифференциация звуков [ш], [ж] в словах, в предложениях | Упражнение “Слоги потерялись” (игра с мячом). | - Я тебе кидаю мяч и говорю начало слова (первый слог), а ты возвращаешь мяч и добавляешь слог жи или ши так, чтобы получилось слово. | эта...(жи) - этаж у...(жи) - уж но...(жи) - нож малы...(ши) - малыш ланды...(ши) - ландыш стри...(жи) - стриж каранда...(ши) - карандаш |
Развитие фонематического восприятия; наблюдение над оглушением звонкого согласного звука в конце слова. |
Упражнение “Спаси слова от Буквоежек” | - Вставь пропущенные буквы и исправь
ошибки Незнайки (Ми?а мазать хлеб масло. Я надеть пу?истые варежки. Бабу?ка ?арить рыба на сковорода). |
Выполнение задания (самостоятельно); самопроверка по образцу; работа над ошибками. | Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля. | |
Итог занятия | Рефлексия | - Чему учились на занятии? - Дай сравнительную характеристику звуков [ш], [ж]. - Что больше всего понравилось на занятии? - Выполнение каких заданий получилось у тебя лучше всего, почему? |
Звуки [ш], [ж] согласные и всегда
твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.
(ответы на вопросы) |
Формирование умения оценивать совместно с логопедом результат своих действий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. |
Домашнее задание (дифференциация звуков [ш], [ж] в тексте) |
Упражнение “Дождь прошёл” | Краткий инструктаж о ходе выполнения домашнего задания, возможных трудностях при его выполнении. | Запись домашнего задания, вопросы о ходе его выполнения. | Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ш], [ж] на материале текста). |