Использование зрительных 3D картинок "Стереоглаз" как одной из форм зрительной гимнастики

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни дошкольника.

Если не говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараться приспособиться к сложившимся обстоятельствам, то именно в таких условиях необходимо научиться беречь зрение.

Кажется, что глаза тренируются ежедневно, но, несмотря на это, зрение может ухудшаться. Врачи уже давно говорят о том, что заболевания органов зрения развивается катастрофическими темпами.

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.

Главной задачей гимнастики для глаз является формирование у детей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

Наверняка, многие слышали о стереокартинках для детей. Их разглядывание положительно сказывается на зрении детей:  увеличивается процент зрения, оно становится намного четче, улучшается циркуляция крови в глазном яблоке. Все резервы организм переключает на управление глазами, и нервные клетки испытывают повышенную нагрузку, что улучшает проводимость нервных волокон.

Такие картинки дают возможность глазам менять привычную точку фокусировки, что в свою очередь снимает напряжения глазных мышц, улучшает работу аппарата аккомодации и стабилизирует кровообращение, что положительно сказывается в дальнейшем как на работоспособности и способствует эффективному усвоению материала.

Стереокартинки называют “спортом для глаз”.

Цель: профилактика близорукости и дальнозоркости, спазма аккомодации, укрепление глазных мышц, развитие воображения, внимания, способности решать пространственную геометрию.

Задачи: развивать умение у детей снимать напряжение глаз с помощью упражнений на зрительном 3D тренажере; предотвращать нарастающее утомление, снять напряжение глазных мышц, их укрепление; тренировать зрительный анализатор; воспитывать желание укреплять свое зрение с помощью своеобразной зрительной гимнастики.

Правила рассматривания “Стереоглаза”

Как научиться смотреть стереокартинки:

Шаг 1. Необходимо приблизиться к изображению на минимальное расстояние

Шаг 2. Дождитесь, когда узор расплывется (также можно посмотреть на предмет вдалеке, а затем перевести взгляд на картинку, не меняя фокусировки)

Шаг 3. Медленно относите изображение, не меняя фокуса (желательно не бегать взглядом по всему стереоизображению). При отдалении некоторые элементы картинки начнут приближаться.

Шаг 4. Внимательно посмотрите на эти изменения, должно появиться трехмерное (объемное) изображение

Достаточно проявить настойчивость и терпение единожды: поняв суть фокусировки, шаги 1-3 можно будет пропускать.

Если у Вас все равно не получается рассмотреть стереокартинку, то воспользуйтесь следующими советами:

У зеркала посмотрите в глаза своему отражению, а затем только на зеркало. Повторите несколько раз в течение пары минут.

Рассматривая картинку, разместите по центру, например, карандаш и старайтесь смотреть именно на карандаш. Затем начинайте приближать карандаш к себе.

Инструкция для детей по рассматриванию 3D картинки (из журнала “Непоседа”):

Поднеси картинку близко к своему лицу, но сразу не надо разглядывать элементы изображения.

Расслабь глаза, представь, что ты смотришь на далекие-далекие звезды. Не останавливай взгляд прямо на поверхности картинки. Старайся посмотреть сквозь нее. Главное - расслабь глаза.

Теперь медленно отодвигай картинку, пока она не окажется на расстоянии 15-20 см от твоего лица. Мышцы глаз расслаблены, ты смотришь сквозь страницу.

Попробуй сфокусировать взгляд на картинке, чтобы увидеть ее четко.

Картинку так и захочется “потрогать рукой”

Возможно, объемное изображение поначалу будет не резким, но после нескольких упражнений ты увидишь объемную картинку.

Ритуал после окончания рассматривания “Стереоглаза”:

Укрепили мышцы глаз - видим лучше мы в сто раз!

Особые указания

Упражнения с тренажером можно проводить в любом положении, но лучше, чтобы источник света находился за головой. Когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал. Обратите внимание, чтобы при рассматривании картинок ваш ребёнок не забывал моргать.

Очень хорошо, если картинки будут на бумаге, а не на экране монитора. “Волшебные” игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Варианты использования 3D картинок “Стереоглаз”

1 вариант. Можно использовать 3D картинки в виде создания пособия – тренажера “Стереоглаз" с использованием объемных форм, например куба.

Для изготовления объемных форм можно использовать различные коробки из плотного картона, стороны обклеить стереокартинками.

2 вариант. Изготовление папки - ширмы, которую очень удобно хранить, она занимает небольшое пространство на полке.

Где найти стереокартинки?

Можно воспользоваться интернет ресурсами, но для этого нужно пересмотреть все картинки и выбрать с необходимой тематикой и распечатать на принтере, допускается черно- белое изображение, при этом суть его не изменяется.

Можно создать самим в программе Surface 3D Release

Вырезать в журналах “Непоседа”, “Веселый художник” и др.

Игровые приемы при использовании зрительного тренажера “Стереоглаз”

Задачи: Научить следовать инструкции и развивать внимательность, фокусировать взгляд, расслабляя глаза; воспитывать целеустремленность и желание увидеть зашифрованную картинку, поддерживать интерес к зашифрованным картинкам.

Описание: Играть могут от 1 до 6 человек, любое количество раз.

1.“Подсказка внутри” Облегченный вариант.

Задача: помочь увидеть стереокартинку, опираясь на конкретные образы (предметы),чтобы уменьшить время просмотра изображения, не потерять интерес.

В кубике положить маленькие предметы, изображения которых присутствуют на стереокартинках. Ребенок достает из кубика предметы, выставляет их перед собой, бросает кубик, и рассматривает картинку, оказавшуюся сверху.

2. “По считалке”

Задачи: Формировать навык самостоятельного выбора текста, побуждать интерес к разучиванию новых считалок. Развивать чувство ритма. Воспитывать усидчивость и терпеливость.

Правила: Удобно использовать папку-ширму для индивидуальной работы. Ребенок выбирает считалку, указывая сильным слогом на картинку. Начинает разглядывать ту картинку, которая первая выбыла по считалке.

Вариант: “Фишка”

для игры можно использовать обычный кубик с точками, фишку. Ребенок бросает кубик, шагает фишкой необходимое количество раз, и на последней картинке начинает разглядывать изображение.

3. “Брось кубик”.

Задачи: развивать внимательность, воображение терпеливость при переходе хода, умение играть вместе, соблюдая правила.

Правила: поочередно бросая кубик, дети рассматривают картинку, которая окажется сверху и называют ее вслух.

4.“Угадай, кто здесь спрятался?”

Задачи: Развивать сообразительность, внимательность и наблюдательность, гибкость мышления, скорость восприятия.

Для данного приема использовать индивидуальные кубики.

Правила: Взрослый проговаривает загадку. Дети должны начать рассматривать картинку, увидеть отгадку, и просигналить, что его картинка имеет отгадку и назвать ее вслух. Далее продолжается пока все дети не назовут хотя бы одну отгадку. Обращать внимание на то, чтобы дети не выкрикивали и не мешали друг другу.

5.“Наоборот”

Условия игры. Дети должны увидеть объемную картинку и загадать загадку о своей увиденной картинке другим детям. Далее предложить тоже ее посмотреть.

6.“Музыкальный Сюрприз”

Условия игры Играющие дети, передают кубик под музыку. Музыка останавливается, у кого кубик оказался в руках на момент остановки, рассматривает картинку, в это время остальные играющие, с закрытыми глазами выполняют вращательные движения глазами поочередно в разные стороны. После того как игрок увидел картинку, игра продолжается снова. И завершается по желанию.

7. “Сложи слово”

Задачи: формировать звуко-буквенный анализ слова.

Правила: Детям предлагается увидеть картинку на кубике и выложить из букв слово, которое она обозначает.

Вариант: Детям предлагается поменяться картинками и продолжить игру.

8. “Посмотри и найди”

Задачи: Развивать внимательность формировать умение находить картинку в соответствие с увиденным образом.

Правила: Дети должны рассмотреть картинку, увидеть первое изображение, найти картинку из предложенных с изображением данного предмета; продолжить рассматривание повторяя предыдущие действия.

9. “Назови звуки”

Задачи: формировать звуко-буквенный анализ слова, развитие мелкой моторики, связной речи

Правила: Детям предлагается увидеть картинку на кубике и посчитать, назвать количество звуков в угаданном слове, которое обозначает увиденный предмет.

Вариант:

а) Детям предлагается записать увиденное стереоизображение буквами на листе бумаги

в) Детям предлагается увиденное стереоизображение произнести по слогам, по звукам, посчитать гласные и согласные звуки.

с) детям предлагается составить маленький рассказ об увиденном стереоизображении.

d) Детям предлагается придумать загадку об увиденном стереоизображении или описать его по алгоритму.

е) детям предлагается нарисовать увиденное стереоизображение.

10. “Угадай”

Задачи: развивать связную речь, формировать задатки актерского мастерства.

Правила: Детям предлагается увидеть картинку на кубике и показать мимикой или описать словами, чтобы другие дети смогли отгадать название.

Выигрывает тот, кто даст правильный ответ, и право хода переходит к победителю, далее игра продолжается по аналогии.