Цели: формирование представления о природно-ресурсных возможностях Кемеровской области, о проблемах экологии на региональном и локальном уровнях; ориентирование подростков на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды; развитие речи, внимания; воспитание любви к природе, родному краю.
Задачи:
- формировать гуманистическое отношение к природе Кузбасса;
- развивать умение сопереживать;
- способствовать формированию активной позиции родителей воспитанников по вопросам сохранения чистоты природы;
- расширять кругозор школьников, активизировать словарь;
- закреплять эмоциональную и духовную связь между детьми, педагогами и родителями;
- воспитывать стремление бережно относиться к природе.
Подготовительная работа:
- Беседа на тему “Природа и мы”, “Отдых на природе - последствия”, выполнение упражнения – этюдов “Капельки дождя”, “Человек и природа”, “Влияние промышленности на живой и растительный мир”, выполнение листовок.
Материал к празднику: “река ”(с мусором ) из плотного голубого картона; корзины, ведра для сценок, костюмы героев сценок, рисунки-листовки, музыкальный сборник “звуки природы”, “частушки”.
Участвуют учащиеся двух классов. 4а и 4 б
Ход мероприятия
(Каждое выступление сопровождается мультимедийным слайдом)
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим уникальное заочное путешествие по Кемеровской области. А каким получится это путешествие, грустным или веселым, радостным или печальным, каждый ответит себе сам. В результате, у нас должен получиться рассказ о родном крае.
Родной край. Здесь мы родились и живем, впервые ощутили ласковый свет солнца, начали узнавать окружающий мир. На всю страну славится Кемеровская область богатством своих недр и выпускаемой на заводах и фабриках продукцией. О Кузбассе слагают стихи. Вот один отрывок:
Кузнецкая наша земля.
Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвездную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углем богата
Родная сторонка моя.
Любимая как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
(Слайд 2)
Так, какой же он, наш родной край? С гордостью мы говорим о нем, или с печалью?
Итак, первая страничка нашего рассказа посвящается природе и природным ресурсам Кузбасса.
(выступление 4 “а” стихи)
Ведущий:
Все это заставляет нас гордиться своим краем.
Я предлагаю вам ответить на вопрос:
- Как выглядит Кузнецкая котловина из космоса?
Есть варианты ответов:
1) привлекательно;
2) очень красиво;
3) выглядит безобразно.
Какой вариант ответов вы выберете? Объясните свой выбор.
Правильный ответ: вариант – 3
(слайд 3-4 вид с космоса)
Космонавт Алексей Леонов родом из Кемерово, не мог не “полюбоваться” родным домом. Он увидел, что висит над Кузбассом туча черная и лохматая из концентрированного дыма-смога. Сколько, ни летало потом космонавтов, вид на “дом” Леонова нисколько не изменился. Низина плохо проветривается и все газовые выбросы “индустриальной гордости” Сибири всегда на месте.
Ведущий: следующий наш рассказ об источниках загрязнения окружающей среды.
(выступление 4 “б” стихи, слайд5-8, рисунки детей)
Таким образом, кемеровская область относится к числу экологически неблагоприятных регионов России. Неудовлетворительная экологическая обстановка в области отражается на здоровье населения.
(выступление 4 “а” сценка “Репка”, слайд 9)
Изменения природной среды поставили перед человеком проблему выживания его как биологического вида. Мы живем в эпоху планетарного экологического кризиса, и это надо осознать. Надо приложить все усилия, чтобы сохранить окружающий мир.
(выступление 4 “б” сценка “Бабки ”, слайд 10)
Ведущий:
Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас,
И надо действовать сейчас!
Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
Или незаглубленный уголок природы.
Вовремя потушенный пожар или костер.
Заботливо расчищенный ручеек.
Защищенные гнезда и муравейники.
Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!
(выступление 4 “а” сценка “Река”, слайд 11-14)
(выступление 4 “б”, частушки, слайд 15)
Ведущий: Вот и подошло наше мероприятие к концу. Берегите нашу природу и задумайтесь во что мы превращаем нашу землю, Землю Людей или Землю Отходов?
Приложение №1
А что нас дальше ждет?
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, а что нас дальше ждет?
Светлана Пасхина.
Пора бы человечеству понять,
Богатству у Природы отбирая,
Что Землю тоже надо охранять;
Она, как мы, такая же – живая!
Ирина Трофимова
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений сколько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля – обязана терпеть?А сколько выбросов мы дарим ей-
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!
Ирина Трофимова
Приложение №2
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте!О, как природа-мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку – в небесах, в таежных дебрях – тигра!Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна!
Приложение №3
Сценка (Репка)
На сцене на стульях сидит Дед и Бабка. За ними, на корточках с большим рисунком девочка-“Репка”.
Сказочница (читает):
Жили-были старик со старухой. Однажды решил старик посадить репку.
(старик отодвигает стул, и все видят сидящую “Репку”).
Сказочница:
А, чтобы репка быстрее росла и вкуснее была, решил дед воспользоваться чудесницей-химией.
(дед выходит с мешком “минеральные удобрения”).
Сказочница:
Взял он “волшебный порошок” да и стал посыпать репку. Старался, да и перестарался.
(дед высыпает весь мешок).
Сказочница :
Затем дед решил, как следует полить репку. Взял он пока еще “живую воду” из Томи и полил репку. Приустал дед и решил, чтобы не далеко ходить, полить репку “мертвой водой” из Чернушки. Полил дед репку, хорошо, добросовестно. Выросла репка большая- пребольшая.
(репка встает).
Сказочница:
Зовет дед бабку.
Дед:
Гляди, бабка, какая репка выросла – красивая, румяна. Надо ее скорей попробовать.
Бабка:
Подожди, дед, слышала я, что надо сначала урожай проверить, а ты и впрямь, наверное, перестарался,- поливал репку и “живой водой” и “мертвой”, да порошков сыпал чересчур много!
Дед:
Да, ладно тебе, бабка, понаслушалась ты страхов!
(Дед откусывает “кусочек ” репки и падает, корчась на стул, бабка плачет....).
Сказочница:
Вот к чему может привести неразумное и небрежное отношение к природе и к наукам....
Приложение №4
“Две бабушки”
На сцене выходят две бабушки: Авдотья Никитична- деревенская и Марья Ивановна- городская.
Марья Ивановна:
Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как поживаешь?
Авдотья Никитична:
Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривьянкой.
Марья Ивановна:
Кем решила стать?
Авдотья Никитична:
Кем, кем - вегетеривьянкой!
Марья Ивановна:
Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетарианкой?
Авдотья Никитична:
Ну да. Ентой самой, которая все овощи ест. Вот я и решила подольше положить.
Марья Ивановна:
И что же, получается?
Авдотья Никитична:
Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.
Марья Ивановна
Как так?
Авдотья Никитична:
Да, овощи сейчас какими-то нитракторами обрабатывают.
Марья Ивановна:
Ха, ха, ха! Опять ты все перепутала! Они называются нитраты, ими подкармливают растения.
Авдотья Никитична:
Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие- то в небе стали появляться.
Марья Ивановна:
Ох, не говори, моя внучка сказала, что ее жених недавно в какую-то трубу вылетел! Может, в эту дыру, а?
Авдотья Никитична:
Ой, не знаю, Марьюшка.
Приложение №4
Сценка “Разноцветная река”
Звучит музыка (звуки природы- пение), выходят мальчик и девочка, держатся за руки.
Вика:
Паша, посмотри, как вокруг красиво!
Паша:
Да, очень красиво в лесу, а пахнет как приятно, травами, цветами.
(музыкальное сопровождение- звуки ручья).
Вика:
Тихо! Слышишь ?
Паша:
Речка рядом! Бежим купаться!
На сцене появляется импровизированная река.
Паша собирается зайти в реку. Вика останавливает его.
Вика:
Стой, Паша. Подожди! (звучит тревожная музыка).
Из реки выходит Кикимора- грязная, в мусоре. Кикимора плачет.
Кикимора:
Дети, не надо купаться в этой речке.
Вика:
(прячется за спиной Паши): Кто вы?
Кикимора:
Я кикимора, живу в реке. Что вы на меня смотрите подозрительно? Кикиморы ведь тоже разные бывают. Я – чистокровная Кикимора! То есть люблю чистоту, порядочек чтоб во всем был. А что тут? Раньше речка была чистой, прозрачной. Люди набросали в нее мусора.теперь вода в ней мутная, грязная: ни постирать, ни воды испить, ни искупаться! Вода становится мертвой....Беда.....Ох, беда!
Звучит тревожная музыка. Кикимора уходит, плачет.
Вика:
Что же делать? Как помочь?
Паша:
Мы очистим речку, и она снова станет чистой!
Педагог предлагает ребятам помочь Вике и Паше очистить реку. Дети убирают из реки фантики, коробочки, бумажки, крышки, и река становится чистой.
Звучит музыка. Выбегает Кикимора.
Кикимора:
Спасибо, милые дети! Теперь вода в реке чистая! Можно и купаться, и нырять, и стирать! Побегу я, ребятки, до встречи!
Педагог:
Ребята, как вы думаете, речка, которую вы очистили от мусора, одна на земле?
Ответы детей.
Приложение №5
Экологические частушки
Раньше еле, что хотели,
Не задумывались мы,
А теперь от всякой снеди
Мы бежим как от чумы.Почему теперь не рады
Есть красивый помидор?
Потому что в нем нитраты,
Бегать будешь ты на двор!Мы сегодня съели яйца
И расстроились до слез,
Мне по “телеку” сказали,
В них живет сальмонеллез.Колбасу взяла на рынке,
Есть, не есть, боюсь опять,
Мне теперь ее на свежесть
Кошка будет проверять.Мы частушки вам пропели,
Вас хотели оградить,
Чтобы много вы не ели,
Если вы хотите жить.