Цель: формирование представления о природно-ресурсном и демографическом потенциале Европы.
Задачи:
- продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации;
- развивать умения систематизации материала, выделения главного;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-наглядный комплекс: социально-экономическая карта зарубежной Европы, карты народов мира и плотности населения, атласы и контурные карты 10 кл., учебный диск “Электронные уроки и тесты. География. Европа”, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный этап: сообщение темы урока, целеполагание.
2. Характеристика природных ресурсов Европы.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий |
УЭ - 1. Характеристика ресурсообеспеченности Европы. | Прочитайте текст учебника на с. 24 – 25 об
обеспеченности Европы природными ресурсами. Ответьте на вопрос 2 в рубрике “Сложные вопросы” (объясните причины истощённости природных ресурсов Европы). |
УЭ - 2. Минеральные ресурсы. | а) Прочитайте текст учебника на с. 25
(абзацы 2,3) о запасах минерального сырья в Европе. Определите по карте атласа основные бассейны топливных и рудных полезных ископаемых региона. б) Познакомьтесь с информацией о Рурском бассейне (фрагмент диска). в) Выполните задание 1 (“Поработаем с картой”). |
УЭ - 3. Водные ресурсы. | Познакомьтесь с информацией на диске о
водных ресурсах Европы. А) Назовите крупнейшие речные системы Европы. Б) Какие территории Зарубежной Европы испытывают недостаток водных ресурсов? Объясните, почему. |
УЭ - 4. Почвенные, лесные ресурсы Зарубежной Европы. | Используя текст учебника (с. 25 – 26),
выполните тестовые задания: 1) Низкая обеспеченность европейских стран почвенными ресурсами объясняется: А) небольшой площадью стран и значительной численностью населения, Б) неблагоприятными климатическими условиями, В) высоким уровнем развития промышленности. 2) В каких странах Европы находятся наиболее плодородные почвы: А) В Болгарии и Италии, Б) в Польше и Финляндии, В) в Великобритании и Бельгии. 3) Каким образом приморские страны Европы решают проблему нехватки земли: А) путем вырубки лесов и использования освободившихся территорий, Б) путём осушения морских акваторий и дальнейшей защиты этих земель от наводнений, В) путём восстановления карьеров и отвалов, образующихся при добыче полезных ископаемых. 4) Наибольшими запасами лесных ресурсов обладают: А) Испания и Польша, Б) Германия и Франция, В) Финляндия и Швеция. 5) Какое высказывание о лесных ресурсах является НЕВЕРНЫМ? А) На территории Европы сосредоточены значительные площади лесных ресурсов. Б) лесные массивы в Европе сохранились на Скандинавском полуострове. В) Слабая обеспеченность Европы лесными ресурсами объясняется интенсивной вырубкой лесов в последние два столетия. Ответы: 1 – а, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а. |
3. Население Европы.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | ||||||||
УЭ - 1. Численность населения Европы, естественный прирост. | Познакомьтесь с информацией на диске о
темпах роста населения Европы. Проанализируйте статистические данные по прогнозу численности населения Европы (см. приложение). Ответьте на вопросы: 1) Какие показатели естественного прироста характерны для европейских стран? 2) Каким образом изменится численность населения в Европе к 2050 г.? В каких странах произойдёт максимальное сокращение населения? |
||||||||
УЭ - 2. Национальный состав. | Прочитайте текст учебника о
национальном составе населения Европы (с. 27 – 28). 1) С помощью карты состава населения Европы (рис. 8 учебника) выполните задание 2 – “Поработаем с картой”. 2) Составьте схему (приведите примеры стран): Страны Европы
|
||||||||
УЭ - 3. Религиозный состав населения | Прочитайте текст учебника о
религиозном составе населения Европы (с. 28, 2
абзац). Используя карту атласа “Религии мира”, заполните таблицу (приведите примеры стран). Табл. Религиозный состав населения Европы.
|
||||||||
УЭ - 4. Плотность населения | Познакомьтесь с информацией о
размещении населения Европы на диске, прочитайте
текст учебника на с. 28 (3 абзац). Ответьте на
вопросы: 1) Объясните причины высокой плотности населения в странах Европы. 2) Какие районы Европы имеют меньшую плотность населения. Объясните, почему? Выполните задание: Из факторов, влияющих на распределение населения в Зарубежной Европе, выберите 3 наиболее главных: А) наличие низменных районов, Б) наличие пустынь и полупустынь, В) территории с краснозёмами, Г) высокий уровень экономического развития, Д) принудительное перемещение населения, Е) мягкий климат, Ж) наличие месторождений нефти и железных руд. Ответы: а, г, е. |
||||||||
УЭ - 5. Европа – район интенсивных миграций | Прочитайте текст учебника на стр. 28
(абзацы 4-5). Выполните задание 4 - “Сложные вопросы” (расскажите о миграционных процессах в Европе). |
||||||||
УЭ - 6. Европа – самый урбанизированный регион мира | А) Познакомьтесь с информацией об
уровне урбанизации европейских стран на диске. Выполните задание: Распределите европейские страны по 3 группам в зависимости от уровня урбанизации: 1) Голландия а) Низкий уровень урбанизации 2) Португалия б) Средний уровень урбанизации 3) Франция в) Высокий уровень урбанизации 4) Польша 5) Чешская Республика 6) Албания Ответы: а – 2, 6; б – 3, 4, 5; в – 1. Б) Прочитайте текст учебника о формировании мегалополисов в Европе (1 часть, с. 66), на контурной карте подпишите городские агломерации, образующие Английский и Рейнский мегалополисы. |
||||||||
УЭ - 7. Итоговое задание по населению Европы | Выберите из приведённых утверждений верные: А) Для Европы характерны низкие показатели естественного прироста населения, в некоторых странах – убыль населения. Б) Рост доли молодёжи в населении. В) Высокая доля пожилых людей. Г) Преобладание мужского населения над женским. Д) В регионе большое количество стран являются однонациональными. Е) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. Ж) Для стран Европы характерна низкая плотность населения. З) Средний уровень урбанизации в европейских странах приближается к 80%. И) Зарубежная Европа – регион интенсивных трудовых миграций. Ответы: а, в, д, е, з, и. |
4. Домашнее задание:
Оформите контурную карту “Природные ресурсы Зарубежной Европы”:
1. Покажите условными знаками размещение основных видов минеральных ресурсов. Подпишите названия месторождений.
2. Подпишите названия крупнейших рек Европы.
3. Выделите штриховкой размещение лесных ресурсов.
Приложение. Прогнозируемая численность населения стран Европы.
Страна | 2001 г., тыс. чел. | 2050 г., тыс. чел. | 2050 к 2001, % |
Австрия Албания Андорра Белоруссия Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Молдавия Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Россия Румыния Сан-Марино Словакия Словения Украина Финляндия Франция Хорватия Чехия Швейцария Швеция Эстония Югославия Европа в целом |
8151 3501 68 10350 10259 7707 3922 59648 10106 83030 10624 5353 3841 278 40038 57680 2385 3611 33 443 2046 395 4432 32 15981 4503 38634 10066 145470 22364 27 5415 1930 48760 5176 59551 4334 10264 7283 8875 1423 10667 728666 |
6136 4609 69 9100 7609 5905 2833 54116 7684 57429 8362 4476 3600 279 29405 38290 1659 3083 31 360 1977 325 4811 34 12976 4012 36465 7256 121777 18483 27 5215 1484 39096 4170 48219 3486 8626 5614 8052 1047 9798 587985 |
75,3 132 101 87,9 74,2 76,6 74,1 90,7 76 69,2 78,7 83,6 93,7 100,4 73,4 66,2 69,5 85,3 93,9 81,3 96,6 82,3 108,6 106,3 81,2 89,1 94,4 72,1 83,7 82,6 100 96,3 76,9 80 80 80 80 84 77 90 73 91 80 |
Литература.
- Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2013.
- Максаковский В. П. География мировых природных ресурсов// География в школе. – 2006. - № 5, № 6, № 7.
- Прозорова Н. Н. Пресс-конференция на тему “Западная Европа: вчера и сегодня”// География в школе. – 2008. - № 4.
- Раковский С.Н. Мировое население в конце XX – начале XXI в.: международные миграции, урбанизация, качество населения // География в школе. – 2008. - № 4, № 5.
- Раковский С.Н. Население мира в конце XX – начале XXI в. Население и рост// География в школе. - 2002. - № 2.
- Страны мира. Энциклопедия. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2008.