Открытое занятие по актерскому мастерству "Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: театр, дополнительное образование


Возраст обучающихся: 11-12 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы: Актерское мастерство

Цель занятия: развитие творческих элементов актерского мастерства

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Практическое освоение элементов актерского мастерства
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Обобщение понятия “Фантазия”, “Воображение”
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.
  • Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла
  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством

Средства обучения: ноутбук, презентация, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданий

Методы обучения:

  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Наглядный: презентация
  • Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы и цели занятия
  2. Актерский тренинг
  3. Беседа по теме занятия
  4. Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: упражнения, импровизация

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент: 

Слайд 1 “Титульный” (Презентация)

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада нашей встрече и хочу пригласить вас в удивительный мир театра, который находится ... совсем рядом (педагог открывает воображаемую дверь, которая открывается со “скрипом” - фонограмма). Пожалуйста, проходите через эту волшебную дверь и рассаживайтесь в нашем театральном зале. (Обучающиеся проходят, рассаживаются).

Слайд 2, 3“Волшебный мир”, “Театр”

Педагог:

Волшебный мир, прекрасный мир театра!
Он верить заставляет в чудеса!
Лягушка превращается в царевну,
Плывет хрустальный город в небесах!
Здесь все прекрасно: жесты, маски.
Костюмы, музыка, слова.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Слайд 4 “Знак вопроса”

Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, кто же создает этот прекрасный мир театра:

Слайд 5 “Театральные профессии”

Загадываются загадки (Приложение 1), при правильном ответе появляется фото профессии.

Слайд 6-9 “Сцены из спектаклей”- 4 слайда

Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны?

Слайд 10 “Тема занятия”

Секретам актерского мастерства и будет посвящено наше занятие. Тема нашего занятия: “Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства”.

2. Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание.

Педагог: А сейчас я прошу всех встать с мест и образовать круг.

Игра “Здравствуйте”

Когда зазвучит музыка, вы все начнете перемещаться по этой площадке в самых разных направлениях. Надо поприветствовать того, кто попадет вам навстречу любым, даже самым необычным способом. Поприветствовать надо обязательно всех. Готовы?

Проводится игра под музыку “Веселая мышка”.

Педагог: Ребята, с кем вам было интереснее всего поздороваться? Почему? (Дети отвечают). Молодцы, было здорово. Мы снова образуем творческий круг.

Игра “Точь-в-точь”

Сейчас каждый из вас должен представить себя любыми словами и любыми, даже неожиданными жестами. Так, чтобы было интересно. Для этого по очереди надо будет сделать шаг в центр круга, и представить себя. А все остальные повторяют представление участника “точь - в точь”. Задание понятно? Начнем движение по часовой стрелке.

Проводится игра, педагог представляется последним.

Педагог: Как вы думаете, чье представление было самым необычным? Почему? (Ответы) Спасибо, молодцы. Теперь мы точно познакомились. Прошу вас сесть в творческий полукруг.

2. Беседа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а что вы использовали при приветствии и представлении себя? Что вам пришлось делать, чтобы это было интересно и необычно? (Ответы детей)

Она встречается каждому из нас, начиная с детства. Замечательным примером ее является сказка. (Ответы) Конечно, это фантазия. Что же такое фантазия?

Слайд 11 “Фантазия”

Фантазия – создание новых, нереальных, сказочных ситуаций.

Слайд 12 “Воображение”

А что же такое воображение? Как говорится в толковом словаре русского языка Ожегова, воображение – это способность воображать, творчески мыслить, фантазировать.

Слайд 13 “Воображение-2”

А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. Герой в театре может быть человеком, предметом, животным, растением.

Слайд 14 “Если бы”

А помогает актеру магическое слово “Если бы”, которое часто любил повторять

Слайд 15 “Станиславский”

великий режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский, говоривший своим актерам: “Не верю”, если они не умели воображать и фантазировать, играя на сцене.

Слайд 16 “Если бы”

Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое “Если бы”.

3. Практическая часть по освоению темы.

Слайд 17 “ Предметы”

Педагог: Пожалуйста, посмотрите на слайд. Что мы здесь видим? (Ответы детей) Правильно, обычные школьные принадлежности. А я предлагаю вам, используя магическое “Если бы” превратить их в совершенно новые предметы. Вот, например, эту обычную шариковую ручку. Вы должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. (Если необходимо, педагог на примере демонстрирует, что можно сделать с ручкой)

Упражнение “Превращение предметов”

Педагог: Молодцы, получилось очень здорово. А сейчас, пожалуйста, просмотрите небольшой фильм.

Слайд 18 “Фильм”

Просмотр фильма “Как растут цветы”

Что вы увидели? (Ответы)

Как вы думаете, трудно показать, как из зернышка появляется и растет цветок? (Ответы детей) А если он растет в разных местах? (Ответы детей) Давайте попробуем прожить этот этап жизни цветка.

Слайд 19 “Цветы”

Мы сейчас с вами поделимся на 2 группы. Одна - актеры, другая - зрители. Потом меняемся. Внимательно послушайте задание. На карточке, которую вы сейчас получите, написано, где будет расти ваш цветок. (Приложение 2)Никому карточку не показывать. Каждый из вас будет расти в своем предлагаемом месте (раздает карточки) А зрители будут угадывать, где вы растете. Пожалуйста, 1 группа встаньте со своих мест и расположитесь там, где вам удобно, присев на корточки. Представьте себе, что вы - маленькое зернышко, которое хочет вырасти в большой красивый цветок. (Звучит музыка).

Упражнение “Зернышко”

Просмотр задания. Группы меняются местами. Обсуждение упражнения.

Педагог: На примере этого упражнения я думаю, вы уже догадались, какую роль играет воображение и фантазия в творчестве актера.

А теперь давайте вместе посмотрим на фотографию летнего леса и послушаем музыку. И попытаемся представить себе - это место, что, где и с кем здесь происходит. Какое у вас возникает настроение? Хотели бы вы попасть туда прямо сейчас?

Слайд 20 “Летний лес”

Звучит музыка.

А сейчас вы можете выйти на площадку и совершить то действие, которое вы бы совершили, находясь в этом месте в образе человека, животного, птицы, насекомого, растения. “Если бы...”

Упражнение “Оживи картину”

Просмотр работы. Во время выполнения работы педагог помогает, спрашивает: “Что вы делаете, кто вы?”

Слайд 21 “Театр-экспромт”

Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшой спектакль, как самые настоящие артисты. Это будет необычный спектакль, экспромт, т.е. без подготовки, с импровизацией. (Приложение 3) Пожалуйста, выберите любую карточку, на которой написана ваша роль в будущем спектакле. Возьмите атрибут сказочного персонажа. А теперь попытайтесь сыграть вашего героя, включая ваше воображение, фантазию, эмоции. Слова автора буду читать я. Итак, прошу актеров занять свои места.

Объявляется название спектакля.

Уважаемые зрители, только сегодня, только здесь, и только сейчас премьера спектакля “Долгожданный снег”.

Слайд 22 “Долгожданный снег”

Разыгрывается театр – экспромт.

Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Педагог: По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты). Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).

Слайд 23 Подведение итогов

Подводя итоги нашего занятия, я прошу вас закончить предложение: “Я понял (а), что...”

Ответы детей. Педагог произносит фразу последним.

Я поняла, что сегодня познакомилась с очень талантливыми ребятами.

А сейчас я прошу вас свои впечатления от занятия записать на одной из “ладошек” (Приложение 4), лучше в виде смайлика. (Дети рисуют смайлик) Вторую “ладошку” вы можете оставить у себя.

Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. А чтобы ваш интерес к театру не угасал, я хочу подарить вам буклеты с кроссвордами и загадками о театре (Приложение 5), которые, надеюсь, вызовут у вас желание узнать о театре ВСЕ!

Слайд 24 Спасибо за творчество и фантазию!

Спасибо, ребята, до скорых встреч!

Список использованной литературы:

  1. К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Дополнительные источники.

  1. http://www.stihi.ru/2010/11/23/4090
  2. http://belebey-teatr.ru/index.php/magic-world-melipomeny
  3. http://www.e-reading.club/bookreader.php/42594/Ozhegov%2C_Shvedova_-_Tolkovyii_slovar%27_russkogo_yazyka.html
  4. https://www.youtube.com/watch?v=xaYNH016cwA