Тип занятия: совершенствование знаний
Цель: сформировать знания о первой космической скорости, об искусственных спутниках Земли; познакомить учащихся с основными историческими этапами в освоении космоса, поддержать стремление к изучению истории страны, воспитание патриотизма.
Задачи:
- Образовательная – изучить формулу первой космической скорости, рассмотреть устройство искусственных спутников Земли; этапы освоения околоземного пространства Земли и состав Солнечной системы, рассмотреть достижения человека через исторические события.
- Развивающая – продолжить развитие абстрактного мышления, умения работать в группе, высказывать предложения, согласовывать ответ в группе.
- Воспитательная – продолжить развитие интереса к предмету, в том числе и к астрономии, воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора.
Структура и ход урока
№ | Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный |
Приветствие. |
Приветствие. |
2 |
Постановка цели и задачи занятия |
1) Сегодня вы исследователи. Определите, что мы будем сегодня изучать, глядя на экран. (Приложение 1) 2) Давайте подумаем и сформулируем мысль для чего и зачем нам нужно знать о космосе? 3) С помощью чего можно изучать космос? Попробуйте сформулировать задачи нашего занятия. |
Выдвигают свои варианты. Знакомятся с картинками и отмечают идею. Формулируют конечную мысль на бумаге.
Выдвигают свои варианты. |
3 |
Актуализация опорных знаний |
1) Какой закон главенствует в космосе? 2) Вспомните, от чего зависит сила притяжения тел. Запишите формулу закона всемирного тяготения. 4) Почему же Луна – спутник Земли, а не наоборот?
Для рассмотрения системы тел Земля – Луна, разберем упр. 18 (5) |
Выдвигают свои варианты. Выдвигают свои варианты. |
4 |
Теоретическое усвоение новых знаний |
1) Рассмотрим скорость искусственного спутника в поле тяготения Земли:, , |
|
5 |
Закрепление |
Назовите страны, сделавшие огромное количество открытий о Земле и Солнечной системе. Вручает флаги стран группам. |
Ожидаемый ответ: Слушают инструкцию. |
|
Игра на исторические факты. |
Дает инструкцию по выполнению упражнения на исторические факты. |
Выполняют задания. |
|
Приём тонких и толстых вопросов. |
Отправимся в путешествие по нашей Солнечной системой. |
Отвечают на вопросы викторины. |
5 |
Домашнее задание |
§ 20; Упр 19
|
Запись задания на дом. |
6 |
Рефлексия и оценивание |
Выскажите своё мнение об уроке (что было интересным, что вам пригодится для дальнейшего изучения, чтобы вы хотели ещё узнать); |
Выступают со своими замечаниями и предложениями. |
Работа в группах.
Инструкция к заданиям: подобрать карточки с событиями к датам с картинками.
Вопросы: Что произошло… | Карточки |
4 октября 1957 |
запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. |
4 января 1959 |
станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. |
запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. |
|
станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР. |
|
совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка. |
|
первый полёт человека в космос, Гагарин, Юрий Алексеевич. |
|
6 августа 1961 |
второй пилотируемый полет, проводились медико-биологические эксперименты и киносъёмка Земли с борта космического корабля. |
14 декабря 1962 |
Первый контролируемый пролёт около Венеры. |
19 июня 1963 |
Первый неуправляемый пролёт около Марса. |
Викторина «Освоение Солнечной системы»
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
1) От чего зависит первая космическая скорость? |
1) Какая страна впервые запустила ИСЗ? |