Методическая разработка сезонных экскурсий по временам года для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Сезонная экскурсия «Ранняя осень»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков видим.

– Сейчас ранняя осень.  Многое в природе в эту пору напоминает лето.  Но многое изменилось.

1.  Понаблюдать за погодой, сравнить.
2.  Посмотреть, изменилась ли на деревьях и кустарниках окраска деревьев.
3.  Игра: используя паспарту рассмотреть листья.  Поискать оттенки цвета.
4. Понаблюдать за насекомыми и птицами, зверьками, установить изменения в их жизни.
5.  Игра «Фотоаппарат».
6.  Как необыкновенно красива природа осенью! Сколько разных цветов можно увидеть вокруг себя? (Цвет живой природы – зеленый, отметить оттенки).  Подвести к заключению, что хотя доминантой является зеленый цвет, но мир в любую пору и в любом месте – разноцветный.

Сезонная экскурсия: «Поздняя осень»

Цель: наблюдение в той же среде, но при других условиях.  Как изменился цвет?

– Поздней осенью солнце поднимается в небе не так высоко, как летом, дни становятся короче, а ночи длиннее, прохладнее; низкие серые облака, затяжные моросящие дожди, густые туманы, заморозки, охлаждение воды и почвы: у деревьев и кустарников изменяется окраска листьев, происходит листопад, трави увядают, у многих растений созревают и распространяются плоды и семена; насекомые исчезают, перелетные птицы улетают в теплые края, другие животные готовятся к зиме.

  1. Как изменились условия существования живых организмов?
  2. Как изменилась жизнь природы по сравнению с ранней осенью?
  3. Как изменился цвет?
  4. Какие цвета вы видите?
  5. Почему нет ярких цветов?
  6. Почему не цветут яркие цветы?
  7. Чем среда обитания отличается от предыдущей сезонной экскурсии?      Взять на экскурсию плюшевые игрушки и с их «помощью» собрать семена зимних растений.  Как они попали на плюшевых зверей? Зачем?
  8. Игра: «Что я вижу наверху, внизу, сбоку?» – «По кругу» чем среда обитания отличается от предыдущей сезонной экскурси

Сезонная экскурсия: «Разноцветная зима»

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, мхи и лишайники – в этой среде обитания, куда обычно ходят на сезонные экскурсии.  Собрать сломанные ветки, лишайники и мхи для модели зимнего леса.
– Зимой лес или парк могут показаться безжизненными.  Не видно насекомых, улетели в теплые края многие птицы.  Но лес и парк живут особой, зимней жизнью.  Чтобы узнать о ней, мы отправляемся на экскурсию. (Взять с собою корм для птиц).

1.  Посмотреть, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса или парка.
2.  Рассмотреть деревья, кустарники, хвойные деревья, обратить внимание на разнообразие коры деревьев.
3. Лопаткой раскопать снег и рассмотреть, как зимуют под ним растения (мхи и лишайники).
4. Понаблюдать за животными.
5. Полюбоваться зимним лесом, снегом.
6. Собрать сломанные ветки и образовавшиеся мхи и лишайники для модели зимнего леса.

Есть определенная культура общения с зимним лесом.  Главное правило не навреди красоте.
Белые шапки на ветвях, ровная снежная гладь, причудливый узор следов разных животных.  Конечно, природе не будет вреда, если человек попусту раскидает снег, осыплет его с ветвей, затопчет следы зверей.  Красота леса восстановится после первого снегопада.  И все-таки, общаясь с зимним лесом, старайтесь не разрушать его красоты даже на день, даже на час.  Пусть люди, которые придут в лес после тебя, увидят не следы твоего пребывания здесь, а белый сказочный дворец, в котором так приятно находиться.
И еще: не оставляйте в лесу никакого мусора! Зимой мусор не заметен – снег спрячет его, зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли сюда люди.  Большой труд надо будет затратить, чтобы убрать его.  Да и удастся ли убрать все?

ПЕРВЫЙ СНЕГ.

Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это – область чей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все  предметы старой прозы
Волшебством озарены...
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра.
Этот мир очарований
Этот мир из серебра.

ЗИМНИЕ КРАСКИ

Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям – чистые блестки серебристые,
А на улице ребят разукрасила подряд
Как художник красит разным:
Кто играет, красит красным,
Кто боится шевелиться –
Краска красная годится.
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить.

                   Фетисов В.

Сезонная экскурсия: «Разноцветная весна»

Цель: понаблюдать за сезонными изменениями, показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.  Применить приемы экологической экскурсии.

ХОД: Весна.  Солнце выше поднимается в небе, чем зимой.  Дни становятся длиннее, а ночи – короче.  Потепление, таяние снега и льда, ледоход, половодье, идет уже не снег, а дождь, иногда с грозой, оттаяла почва; цветут сначала раннецветущие, а затем и другие растения, зеленеет трава, на деревьях и кустарниках появляется молодая листва.  Появляются насекомые, лягушки,жабы, ящерицы, перелетные птицы возвращаются из теплых стран, почти все птицы вьют гнезда и выводят птенцов, у большинства зверей рождаются детеныши.

1. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой зимой.
2. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких местах еще сохранился.  Отличается ли внешний вид (цвет) снега весной от его вида зимой
3. Понаблюдать, изменился ли внешний вид деревьев и кустарников, появились ли почки.
4. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было.
5. Обратить внимание на изменение в жизни птиц и зверей.
6. Послушать голоса птиц.
7. Полюбоваться красотой деревьев, отметить красоту и хрупкость первоцветов.
8. Отметить нежность красок весны.
9. Д/игра «Экологическая тропа».  Цель: закрепить правила друзей природы.

Сезонная экскурсия: «Солнце и волшебная радуга».  Лето.

Цель: дать детям возможность понять природу цвета и причин разноцветности мира.

ХОД: Ребята! Послушайте загадку.  (О солнце). Солнце – это источник света и тепла для всего живого.  Что же нам несут лучи солнца? Лучи солнца несут нам жизнь.  Почему? (Ответы детей).  А можно сказать, что солнце – это художник? Почему? (Ответы детей) . Посмотрите на окружающий нас мир, природу.  Он окрашен различными цветами.  Какая красота! Неповторимая красота.  Как приятно жить в таком мире, какие цвета можно встретить в природе? (Ответы детей) . Смешиваясь, цвета образуют различные оттенки.  А какие бывают оттенки и из каких цветов их можно получить? (Ответы детей).  Так кто же раскрашивает наш мир? (Ответы детей).  Солнце и лучи — мастера раскрашивания.  А где же собраны все краски мира? (Ответы детей).

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя. . .
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

Радуга – это палитра для красок, где солнце своими лучами смешиваем краски и окрашивает природу.
А какого цвета больше? (Ответы детей). А что больше окрашено в зеленый цвет? (Ответы детей).  Зеленые деревья, трава, кустарники, цветы и т. д. А для чего нам растения? (Ответы).  Растения дают кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, в том числе и человек.  Может ли это означать, что зеленый цвет – это цвет жизни? (ответы).  А можно сказать, что наша планета Земля, где живем мы с вами, – зеленый дом, где источником жизни для вас являются деревья (ответы).

Д/игра «Ловим солнечный зайчик»

– Ребята, давайте изобразим палитру солнца – радугу и наш зеленый дом – нашу планету и источник всего живого – дерево.  

Материал: разноцветные мелки, образец.