Разработка интегрированного урока (история + физика) "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…". 8-й класс

Разделы: Физика, История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательные — ознакомиться с личностью Ломоносова, с его значением для российской науки.
  • Развивающие — создание условий для развития творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные — размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека; воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.

Тип урока: интегрированный урок (история+физика)

Межпредметные связи: история, физика, химия, литература, МХК.

Оформление доски — тема, портрет, эпиграф: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник…» А. С. Пушкин

Оборудование:

  • выставка книг о М.В. Ломоносове;
  • иллюстративный материал о научной деятельности Ломоносова;
  • фрагменты документального фильма о Ломоносове «Петр Великий русской литературы»;
  • музыкальное оформление: Рахманинов  «Симфония №2»;
  • мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или другие технические средства обучения).

Задачи:

  • Раскрыть масштабность личности М. В. Ломоносова как сына Отечества.
  • Показать значение просветительской и научной  деятельности М. В. Ломоносова всех сторон жизни России XVIII века.
  • Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.
  • Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Образовательные и воспитательные технологии: информационно–коммуникационная, проектная, традиционная.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова в истории отечественной и мировой науки и культуры занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Сегодняшний урок мы назовем «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» и посвятим этому великому ученому.
Документальный фильм о Ломоносове (3-4 мин.) (Приложение 7)
Урок начинаем с маршрута: Отправная точка – Архангельская губерния

II. Выступления учеников

Поморье – родина великого ученого.

Звучит отрывок из «Симфонии №2» Рахманинова.
Выступление учащихся начинается с чтения стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»
Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В.Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги – «вратаучености» М.В.Ломоносова. Север и формирование личности М.В.Ломоносова (см. Приложение 1)

Становление будущего академика.

Годы учебы М.В.Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В.Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В.Ломоносова в Германии. Ученые – учителя М.В.Ломоносова. (см. Приложение 2)

Летопись научных достижений

Достижения М.В.Ломоносова в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук (см. Приложение 3)

Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

Естественнонаучные взгляды М.В.Ломоносова. Корпускулярная теория материи. Достижения М.В.Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания – физической химии. М.В.Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В.Ломоносова в развитие метеорологии (см. Приложение 4)

М.В.Ломоносов – первый историограф российского народа

Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В.Ломоносов о роли ПетраI в истории России. Понимание русской истории как героической (25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории). Основание Московского университета (см. Приложение 5)

Стекольное дело и мозаичное искусство.

Выведение рецептуры стекла в химической лаборатории. Открытие стекольной фабрики в Усть-Руде. Мозаичная мастерская в Санкт-Петербурге. Работы по мозаике (см. Приложение 6)

III. Викторина “О Ломоносове»

  1. Какие книги Ломоносов называл “вратами своей учёности”? («Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)
  2. Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс трёх классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия.)
  3. Как называлась деревня, в которой родился Михайло Ломоносов? ( деревня Мишанинская)
  4. С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? (В числе лучших двенадцати учащихся для изучения наук в Петербургской академии наук.)
  5. Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? (Изучение горного дела и металлургии.)
  6. Какую науку Ломоносов называл своей любимой наукой? (Химию.)
  7. В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? (В 1755 году. Московский государственный университет имени Ломоносова.)
  8. “Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...” Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)
  9. С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов? (термометр, формула, барометр, атмосфера)
  10. Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Что в чёрном ящике? (состав для получения фарфора – фарфоровая посуда)
  11. Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать. (восемь: Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович,Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II)
  12. Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета» (25 января 1755г)

IV. Рефлексия

– Какие трудности возникли у вас на протяжении работы?
– Что вам было интересно на этом уроке?
– Согласны ли вы с высказыванием из отрывка А.С.Пушкина о М.В.Ломоносове, взятым в качестве эпиграфа?

 

V. Заключительное слово учителя

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
 “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”.
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы отрывком из стих. В.Гайдуковой «Век восемнадцатый…» и пожелать вам, чтобы достичь многого в жизни, вы как можно больше сил своих отдавали вашему главному занятию – Учебе!

(Подготовленный ученик читает отрывок из В. Гайдуковой  «Век восемнадцатый…».)

Век восемнадцатый — России просвещение,
Расцвет в науке, шаг в литературе.
Образования явилось вдруг знаменье,
И настоящий человек заложен в той натуре.
Его фамилия известна всей России,
И в городах, и в деревнях гордятся им,
То имя на себя печать носило
И отпирало двери все благословением своим.
Открытия его нам до сих пор известны,
Важны и применяются сейчас,
И иностранцев нам высказывания лестны,
Что это был России час.
Его научные заслуги все бесценны,
В литературу новые открытья внёс,
Его прекраснейшие оды очень ценны,
Талант ему признание принёс.
Его произведения читают в наши дни
И ими восхищаются все до сих пор,
Вся жизнь его — открытия одни,
А кто того не знает, сильный им укор.
Он подлинный был свет образованья,
Всемирной славы в жизни он достиг,
И заслужил он громкое признанье,
И знания великие постиг.

VI. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему: «М.В.Ломоносов – великий ученый».