Общая информация |
|
Модуль |
|
УМК |
Начальная школа XXI века |
Тема урока |
Знакомство с буквой Ч |
Тип урока |
Урок ознакомления с новым материалом |
Цель, задачи |
Познакомить с буквой Ч,ч и звуком [ч']
|
Необходимое оборудование |
«Букварь» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, экран, диск «Логопедия», презентация в программе Power Point, счётные палочки, карточки, маркерные доски, фломастеры на водной основе, цветные магниты для этапа рефлексии, цветные карандаши, макет часов, мягкая игрушка Чебурашка. |
Дидактическое обеспечение |
Карточки с заданиями |
Планируемые результаты урока |
|
Личностные |
применять приобретенные навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении самостоятельных заданий
|
Предметные |
научатся кратко характеризовать звуки русского языка (гласные, согласные (твёрдые/мягкие); различать заглавный и строчной вариант букв; читать слова, предложения с изученными буквами; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
Метапредметные |
Познавательные: общеучебные – усвоение понятий звук и буква, овладение умением и осмысленного чтения, освоение навыка работы с учебником; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию; моделирование звукового состава слова, использование алгоритма работы. Регулятивные: корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учётом возникших трудностей и ошибок, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. |
ХОД УРОКА
– Сядут те, у кого имя начинается с гласного звука (Юлия, Илья, Екатерина-2, Евгений, Анастасия)
– Сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спинка? – прямая.
– Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, каждый для себя должен вспомнить, что уже знает.
На доске:
- Я могу …
- Я умею…
- Я знаю…
(Я знаю гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие, я могу составить предложение, я могу читать, я умею отличать звук от буквы)
Работа с лентой букв
- Буквы мы … (пишем, читаем, видим) или рифмовка
- Звуки мы… (слышим, произносим)
- На какие две группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)
- Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? (после твёрдых …)
– Какие гласные дружат с мягкими согласными? (после мягких …)
– Вы пока не знаете, с какой буквой будем знакомиться.
– Предлагаю несколько вариантов, как можно это узнать:
- Я сама называю вам букву (самый лёгкий и простой способ).
- Я вам называю страницу учебника, и вы узнаете букву.
- Мы вместе откроем новые знания о звуке и букве.
– Какой вариант выбираете?
– Я вам предлагаю узнать, кто или что находится в этом пакете. Отгадав, вы узнаете, о какой букве будем говорить.
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый…
(Чебурашка)
- Отрывок из мультфильма «Чебурашка» прослушать
- Отрывок из песни «Я был когда-то странной…»
– Догадались, о какой букве будем говорить?
– А какие ещё слова начинаются на эту букву?
– Кто может определить тему нашего урока?
Тема урока: Буква Ч,ч. Звук [ ч'].
– Помогите определить цель урока. На доске запись:
Цель урока:
- познакомиться …
- учиться отличать …
- учиться читать …
Цель:
- познакомиться с буквой Ч,ч и звуком [ ч'].
- учиться отличать звук [ ч'] и букву Ч,ч от других звуков и букв.
- учиться читать слоги, слова с новой буквой.
- продолжить работу над проектом «Я учу буквы»
– Рассмотрите новую букву, на что она похожа?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с буквами, друзья,
Цифры путать нам нельзя.
– А чтобы Чебурашка лучше запомнил эту букву, сконструируйте букву Ч из счётных палочек (работа в парах), 3 ученика от каждого ряда напишут букву Ч мокрой кисточкой на доске.
В старину эта буква называлась червь (черве) – «тот, кто точит, проникает»
Игра «Слови звук Ч»
Чтение, жук, точка, игра, луч, речка, чудеса, щука, ночка. Молодцы!
Вывод: звук [ ч'] может находиться в … (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Работа в группах
Нам нужно дать характеристику звуку [ ч'].
Докажите, поработайте в парах.
1 группа: Звук [ ч'] гласный, согласный?
2 группа: Звук [ ч'] твёрдый, мягкий?
3 группа: Звук [ ч'] звонкий, глухой?
Все берут зеркала и произносят звук [ ч']
Вывод: звук [ ч'] – согласный, глухой, мягкий (твёрдой пары не имеет).
Работа по учебнику с.129
Чтение учителем стихотворения «Часы».
– Как вы понимаете смысл стих.?
– Какие часы вы знаете? (настенные, наручные, настольные, напольные, песочные, солнечные, цветочные, корабельные, …).
– У нас в классе тоже есть часы, какие? (настенные).
– Я знаю, что во втором ряду, в первой парте тоже лежат часы. Достаньте их. (песочные)
– У гостя … тоже есть часы…
– Чебурашка принёс что-то с собой, хотите посмотреть? (вытаскиваю из пакета поломанные часы).
– Он очень любопытный , хотел разобраться, как часы устроены, разобрать сумел, а собрать–нет. Хотите помочь Чебурашке? Надо выполнить все задания.
Чтобы были силы – отдохнём.
Физминутка «Часы».
- Звуковой анализ слова чайник (на доске),
- Игра«Живые звуки»со словом чайник
Собираем часы
Чтение слияний, слов.
– Прочитайте слияния:
ча – с радостью,
чо – с удивлением,
чу – пропеть,
че – с грустью,
чи – с вопросом.
Чтение с доски:
чай дача
час задача
мяч дочка
меч чемоданы
– Прочитайте:
- сверху вниз
- одно слово громче – другое тише
- я постучу 1раз – вы читаете 2 слова
- я постучу 2 раза – вы читаете 1 слово
- на одном дыхании
- слова с одним слогом
- второй столбик – не 2 слога
- слова с ударным вторым слогом (задача)
- вторая буква я
- последняя буква с
- читай первое слово в первом столбике сверху, последнее слово во втором столбике снизу.
Чтение предложений с доски:
Леночка мыла ручки.
У Юры в пенале две ручки.
– Какое слово в предложениях повторяется? Подчеркните.
– Подчеркните буквы ч.
– Объясните значение этих слов.
– Как звали девочку? Подчеркните
– Что она делала?
– Как звали мальчика? Подчеркните. О каких ручках идёт речь?
– О чём мы ещё говорим «ручка»? (О дверной ручке, у чашки ручка)
– Что заметили? (Одно слово имеет несколько значений).
Физминутка для глаз
Работа в группах:
1. Прочитать слова на кругах и выписать слово с буквой Ч (значок). Составить слово Чебурашка (из магнитных букв)
2. Назвать слова на картинке и каждому в группе записать одно слово с буквой Ч
3. Грамматическая математика–составить слова (нос, потолок, стул)
4. Кто что делает
орёл стоит
бегемот скачет
белка ходит
цапля летает
5. Замени значки буквами и запиши фразу
Верблюд – корабль пустыни.
6. Напиши подходящие по смыслу слова:
Злая, как крапива
Жжётся, как волчица
Что это за диво горчица
Это же (горчица)
Работа по блоку «Логопедия» (ЭОР)
3 игры на вычленение звука [ ч'], дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Кому понравилось читать слова с новой буквой?
- Что было самым интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Что вы можете сказать про звук [ ч'] и букву Ч,ч?
- Обратимся к цели урока: Достигли ли вы этой цели?
- Помогли Чебурашке починить часы? Они нам пригодятся на уроках математики, когда мы будем изучать время.
Итог (на доске)
Самооценка:
Зелёный круг – я работал хорошо.
Жёлтый круг – я могу работать лучше.
Красный круг – сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь.
– Вы все молодцы! Спасибо за урок! Смотрим отрывок из мульфильма про Чебурашку (презентация).