Подготовка к сочинению по картине Ю.М.Непринцева "Отдых после боя". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Задача. Планируется, что по окончании урока учащиеся смогут успешно справиться с написанием текста сочинения по картине, учитывая требования к синтаксису и идейному содержанию работы

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала (предложения с прямой и косвенной речью, сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными; составление схем предложений).
  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности при написании текста-описания картины.

Оборудование: "Русский язык. 9 класс": учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2010); компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организующее начало урока

II. Сообщение темы и цели урока

III. Работа по теме урока

1) Работа с учебником (с.101, упр.138)

– Прочитайте задание и выделите этапы его выполнения (самостоятельная работа учащихся)
– Итак, какие действия вы должны будете выполнить? (рассмотреть репродукцию; составить текст, используя предложения с прямой и косвенной речью; составить схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными)
– Рассмотрите репродукцию картины (цветная вкладка 3)
– Что (кого) мы видим перед собой? Где и когда происходит изображённое на картине?
– Какова тематика картины? (мирные будни Великой Отечественной войны)
– Идет война. Суровое время: бои, кровь, огонь, смерть поджидает на каждом шагу.
Но есть и такие минуты, когда гром орудий затихает, когда не слышно свиста пуль и рева снарядов, стона раненых бойцов, когда смерть берет передышку. Именно такой момент изображен на картине Непринцева “Отдых после боя”. Бойцы, герои картины, расположились на привал. Привал – это короткий промежуток времени между атаками, когда можно отдохнуть от бессонных ночей, закурить, подкрепиться, забыть о недавнем кровавом бое, отвлечься от мыслей о раненом однополчанине.
– К какому жанру мы отнесём это художественное произведение? (групповой портрет, сюжетная картина)

2)  Введение в искусствоведение. Знакомство с художником и его полотнами

1. Слово о художнике (Презентация, слайд 1) и его картинах (слайды 2-5)

2. История создания картины "Отдых после боя" (слайд 6) – Приложение 1: материалы для учителя
    – Зима 1942 года. Знакомство Непринцева с поэмой Твардовского "Василий Тёркин"
    – Реализация замысла: создание послевоенных картин
    – "Биографии" героев картины, количество "действующих лиц", пейзаж
    – Портретные наброски Тёркина
– Юрий Михайлович Непринцев рассказывал, что сюжет его картины возник из воспоминаний военных лет. Давайте посмотрим на архивные фотографии периода Великой Отечественной войны (слайды 7-15).
– Какой вывод можно сделать? (Художнику не надо было "придумывать" сюжет картины и её композицию, потому произведение получилось реалистичным, "взятым" из реальной жизни)
– Как вы думаете, какую цель поставил перед собой художник? Прочитайте, что он сам сказал об этом (слайд 16)

3. Синтаксическая подготовка к сочинению

– Вернёмся к этапам задания, поставленного перед нами авторами учебника. Наша следующая задача – …(составление предложений с прямой и косвенной речью)
– С какой целью вы будете использовать подобные предложения в тексте будущего сочинения? (Использование цитат самого художника)
– Вспомните и запишите схемы предложений с прямой речью. Проверим.
– Что вам известно о предложениях с косвенной речью? Обратимся к материалам учебника (с.100-101, рубрика "Возьмите на заметку"). Составьте схемы таких предложений.
Проверка по эталону (слайд 17)
– Чтобы составить предложения с прямой и косвенной речью, воспользуемся цитатой Ю.М. Непринцева в учебнике и теми, которые приведены в карточках с материалами к сочинению (Приложение 2: раздаточный материал для учащихся)

Самостоятельная работа учащихся по составлению предложений.

Чтение учащимися составленных предложений. Примеры (слайд 18)

4. Работа с лексическим материалом к сочинению

– Прочитайте. Подчеркните словосочетания и выражения, наиболее актуальные, по вашему мнению, в будущем сочинении.
Обсуждение.

5. Составление плана сочинения

– Основываясь на прочитанный и прослушанный материал, на предыдущий опыт подготовки к написанию сочинения, составьте план описания картины.
Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение готовых вариантов плана. Обращение к плану, предложенному учителем (слайд 19)

IV. Актуализация целей перед написанием сочинения

– Давайте обсудим, что вы должны будете помнить при выполнении работы.
   – следовать плану
   – использовать предложения с прямой и косвенной речью
   – раскрыть авторский замысел создания картины

V. Задание на дом

– Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году – третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Постарайтесь составить текст, представив себя в роли искусствоведа, знакомящего посетителей выставки с этой картиной или пишущего статью о картине в художественный альбом.