Оборудование: видеопроектор, компьютер, письменные принадлежности, листы бумаги.
Цель: повышение компетентности педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- актуализировать опыт работы педагогов;
- познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей обучающихся с ОВЗ;
- приобрести практический опыт в коллективной работе;
- сформировать профессиональную мотивацию педагогов.
ХОД СЕМИНАРА
Приложение 1. Слайд № 1
1. Вступление
Логопед: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашей деловой игре. Сегодня с Вами будут работать психолог Софья Валерьевна, учитель начальных классов Устюгова Татьяна Михайловна и я, логопед Оксана Евгеньевна.
Правила игры
Психолог: Работа проводится по группам, разделимся на группы случайным образом
(Учителя вытягивают фишки трех разных цветов)
Слайд № 2
– Предлагаем быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение.
2. Актуализация знаний
Логопед: Исследования в области педагогики и психологии показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), придя в школу, испытывает разные трудности.
– А вы, уважаемые коллеги, наблюдали у своих учеников какие-либо трудности?
– Ответы педагогов.
– Давайте посмотрим, какие трудности мы с коллегами выделили.
Слайд № 3
Психолог. У каждой трудности может быть ряд причин, которые её вызывают. Например, ребёнок не запоминает буквы. Какие причины? (Педагоги перечисляют возможные причины).
Слайд № 4
Конечно, главные помощники для ребёнка – учитель и родители. Но, зачастую, дети с ОВЗ воспитываются в неблагополучных семьях, где ребёнку не уделяется должного внимания. Учителю на помощь приходят узкие специалисты – логопед, психолог, дефектолог, медицинский работник. Но это в идеале. В нашем случае большую часть работы приходится выполнять учителю.
3. Работа в группах
3.1.Учитель: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами побываем в роли разных специалистов. Начнем с главного человека в школе – учитель.
Слайд № 5
– На лепестках ромашки написаны трудности детей с ОВЗ, каждая группа выберет себе лепесток (Приложение 2).
Озвучьте, что вы выбрали (учителя отрывают лепестки и зачитывают).
Задание. Обсудите помощь педагога ребёнку в преодолении этой трудности. Перечислите методы и приёмы.
Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.
Учитель: Я в своей работе использую упражнение «Поставь цветок в вазу» (Приложение 3). Давайте, мы с вами поиграем.
Задание. На доске вазы красного, синего, зелёного цвета. Нужно взять цветок, назвать предмет, который на нем изображён и выделить первый звук. Если это гласный, то цветок ставим в красную вазу; если согласный твердый звук – в синюю, а мягкий – в зелёную вазу.
Работа представителей групп у доски.
3.2 Логопед: А теперь мы с вами превращаемся в логопедов. Задание, аналогичное первому, но трудности на лепестках ромашки имеют логопедические причины.
Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.
Логопед: Мне очень нравятся графические диктанты, которые выполняют не только контрольную, но и обучающую функцию. А именно, позволяют тренировать обучающихся в различении смешиваемых звуков. Давайте запишем графический диктант.
Задание: каждое слово в предложении отмечаем горизонтальной линией, в конце предложения ставим точку. Если в словах услышали звук з, определите, где он находится (в начале, в середине или в конце слова), и запишите его местоположение в слове буквой з. Первое предложение напишем вместе. (Приложение 4).
3.3 Психолог: А сейчас мы превращаемся в психологов. Задание аналогичное. Трудности теперь имеют психологические причины.
Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.
А мы с вами поиграем в игру «Глухие телефоны».
Задание. Команды строятся у доски в шеренги. Сначала играет средняя шеренга. Ведущий передаёт на ушко первому стоящему какое-либо слово, тот должен услышать его и правильно передать следующему игроку и так далее. Последний игрок должен озвучить, какое слово он услышал. Команды, стоящие по бокам, должны подслушать слово. Выигрывает команды, которая правильно назвала слово. Далее команды меняются местами. Игра продолжается. Такая модифицированная игра позволяет не только развивать слуховое восприятие и внимание, но и навыки групповой работы; поддерживает положительную учебную мотивацию, работает на сплочение коллектива.
Слайд № 6
4. Подведение итогов
Психолог: Посмотрите, коллеги, наш ребёнок с ОВЗ улыбается, у него хорошее настроение. Как вы думаете, почему?
Ответы учителей. Ребёнок улыбается, потому что получил квалифицированную помощь всех специалистов.
Учитель: Многие приёмы и методы мы с вами знаем и используем в работе. Сегодня мы их вспомнили, обобщили. Эти приемы, методы являются приёмами формирования УУД.
Слайд № 7
Логопед: А сейчас рефлексия. Продолжите фразы:
– Я сегодня вспомнила …
– Меня порадовало …
– Мне было трудно …
Слайд № 8
– Спасибо за работу!