Цель занятия:
- формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
- развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
- развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
- воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.
Задачи:
- рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
- раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
- показать значение уровня специализации и типа производства;
- продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
- активизировать познавательную деятельность;
- продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.
Оборудование: презентация, компьютер с проектором, экран, листы опорных знаний, блок-модуль с формулами, карточки-задачи, тест.
Основные этапы учебного занятия:
- Организационный момент. (2 мин)
- Изучение учебного материала. (15 мин)
- Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин)
- Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний. (15 мин)
- Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (5 мин)
- Рефлексия. (3 мин)
Перед началом урока проецируется на экране первый слайд презентации с эпиграфом (слайд №1)
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Задача этапа: создать у уч-ся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в группе.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная.
1. Деятельность преподавателя физики:
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему учебного занятия (слайд №2)
Цель: Применить полученные знания по физике на уроках экономики при решении задач практического содержания.
Задачи учебного занятия. (слайд №3)
2. Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя.
Задача этапа:
- стимулировать деятельность учащихся в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя.
- развивать навыки самоконтроля.
- продолжить формирования мотивации учения учащихся, закрепляя уверенность в себе: “Я умею- я знаю – я могу!” выстраивая ход работы по принципу интеграции знаний по физике и экономике для формирования целостного мировоззрения.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый.
Форма обучения: коллективная и индивидуальная.
Деятельность преподавателя экономики: Вступительное слово преподавателя экономики о значимости выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя. (слайд №4)
В современных рыночных условиях, когда большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий; создаваемых предпринимателями, для достижения поставленных целей, получения эффективности производства, необходимо знание типа производства, который определяется совокупностью его организационно- технической особенностью, а также количеством регулярно и одновременно запускаемой в производство однородной продукции.
Сообщения по теме:
Ученик 1 Различают три основных типа производства: массовый, серийный и единичный. Каждому из них присущи свои методы организации производства.
Степень экономической эффективности этих методов возрастает по мере перехода от индивидуального к массовому типу производства, являющемуся наиболее прогрессивным. С этим нельзя не считаться. И если в будущем учащиеся будут заниматься предпринимательской деятельностью, то знания физики и экономики в выборе типа производства просто необходимы.
Во- первых, знания физики дают возможность определить технические и технологические характеристики оборудования будущего создаваемого предприятия и его эффективного использования, а знания экономики дадут возможность планировать это производство.
В тесной взаимосвязи знание физических характеристик и знание экономики помогут определить такие показатели как мощность, т е наиболее эффективно – возможный выпуск
продукции на создаваемом предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего места и многие другие показатели, которые необходимо определить, спланировать до создания предприятия, в том числе спланировать возможную прибыль данного предприятия. Чем глубже будут эти знания, тем больше показателей, их предварительный расчет найдут отражение в Бизнес – плане предпринимателя.
Деятеьность преподавателя экономики
Рассматривая расчетные показатели необходимо знать и помнить, что тип производства и коэффициент загрузки рабочего места имеют определенную значимость.
Например:
На токарном станке выполняется операция черновой обработки с нормативной продолжительностью ( tn ) tn= 0,37 час.
В течение года должно быть выполнено N = 2850 деталей.
Режим работы – 2 смены.
Реальный годовой фонд времени станка с учетом потерь на внутрисменные ремонтные работы (Ф) составляет 4080 час.
И так, исходные данные:
tn- нормативная продолжительность обработки 0,37час
N-количество единиц изделий в течении года -2580
Ф- годовой фонд времени станка -4080
К-коэффициент загрузки рабочего места-?
Следовательно, определяем К по формуле: К= N. tn /Ф = 2850 .0,37/ 4080 = 0,258;
т.е. в числителе определяется нормативное время на обработку деталей запланированных по техническим характеристикам данного станка, а в знаменателе время работы станка при 2х -сменном режиме работы с учетом времени на ремонты и т д. Результат отношения нормативного времени работы станка к общему времени работы станка и будет выражать коэффициент загрузки.
Ученик 2. Что такое технические характеристики?
Прежде ответим, что такое экономика?
Экономика в современных условиях представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, но начальном этапе определение экономики означало ведение домашнего хозяйства. Поэтому для лучшего понимания сосредоточим внимание на ведении вашего домашнего хозяйства. В любом доме необходимы бытовые приборы. Приобретая, например, стиральную машину, вы смотрите ее технические характеристики. Зная объем работ и загрузки стиральной машины, вы выбираете то, что необходимо вам. К каждому электроприбору выдается технический паспорт с инструкцией. Если в паспорте отражена в кг загрузка стиральной машины, то больше, чем указано в паспорте, вы не будете закладывать вещей для стирки, чтобы стиральную машину использовать длительное время. Вы также смотрите и используете данные мощности машины и не будете ее включать в розетку с большим или меньшим напряжением. Поэтому, при покупке стиральной машины вы используете полученные знания физики. А вот экономические законы и экономический эффект Вы начинаете понимать позже и чем раньше Вы это поймете, тем раньше будете готовы к производственной деятельности в качестве предпринимателя.
С экрана телевизора Вы наблюдаете поточную обработку рыбы на заводах. Под поточной линией понимается совокупность рабочих мест расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для выполнения строго определенных закрепленных за ними операций.
Созданию поточной линии предшествуют расчеты, производимые также еще на стадии проектирования. Выполнить эти расчеты поможет знание физических характеристик оборудования и организации труда. Основными являются расчеты такта, ритма движения, количества рабочих мест, средств транспортировки, численности рабочих мест, длины поточной ленты и скорости движения конвейера.
Такт – это промежуток времени, отделяющей изготовление одной детали (изделия) от другой. Он определяется, как отношение фонда рабочего времени Т к плану выпуска в соответствующих единицах (изделий, деталей…) П.
Например, при Т=420 мин и П= 140 изделий в сутки. Такт потока составит 3 минуты.
Расчет такта играет решающую роль в обеспечении непрерывности и равномерной работы потока.
Расчет количества рабочих мест производится по каждой операции отдельно, исходя из установленной величины такта и нормативного времени на данную операцию.
Знание технических характеристик и экономических расчетов дает возможность правильно выбрать тип производства и определить показатели будущего предприятия. Сегодня экономисты изучают не только ряд экономических наук но и технические характеристики оборудования различных производств, а также гражданское и уголовное право.
Без последних невозможно отстаивать интересы предприятия. Главный бухгалтер обязан при отсутствии единицы юриста на предприятии отстаивать интересы предприятия в Арбитражных судах и других организациях. (слайд №5)
Деятельность преподавателя экономики
Знания физики, также необходимы бухгалтеру. Например, при контроле за поступлением сырья, материалов.
Из этого следует, что знания по экономике и физике для предпринимателя просто необходимы.
Деятельность преподавателя физики
“Знания физики – залог эффективности в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя”.
Мир чрезвычайно разнообразен. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире. (слайд № 6).
Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. (слайд №7)
Знание физических формул (слайд №8) помогут предпринимателю наиболее эффективно рассчитать выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего времени.
N= 100%; N = m= p v; Р=mg; P=IU.
Ученик 3 (слайд №9)
В настоящее время происходит величайшая научно – техническая революция, она произвела глубокие качественные изменения в экономике.
Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело изменения в структуре экономики. (Слайд №10)
Следовательно, комплексная механизация и автоматизация требует глубоких знаний физики от молодых специалистов. (Слайд № 11)
Сегодня предстоит огромная работа по созданию комплексно – автоматизированных производств, включающих в себя гибкие автоматические линии, промышленные работы, (Слайд № 12)
управляемые микрокомпьютерами, а также разнообразную электронную контрольно – измерительную аппаратуру. (Слайд № 13)
Научные основы этой техники тесно связаны с физикой и экономикой. Знание законов физики помогут начинающему предпринимателю в выборе уровня специализации и типа производства.
Деятельность преподавателя физики
Вывод (слайд №14):
1) Необходимость знание законов физики и использование их для выбора специализации и типа производства.
2) Использование формул физики при решении практических заданий: m= v .p; P=m .g; A=N . t; КПД= (Аn/Аз). 100% ;
3. Актуализация опорных знаний и умений. (слайд №15 )
Деятельность преподавателя физики и экономики
1) От чего зависит оптимальный размер предприятия?
Ответ: Оптимальный размер предприятия зависит от специализации, т е от однородности выпускаемой продукции, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и применение более совершенного технологического процесса, и в конечном итоге, более высоких результатов.
2) Перечислить типы производственных структур?
Ответ: Различают четыре типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический, смешанный (предметно – технологической) и малое предприятие.
3) Что должен знать начинающий предприниматель?
Ответ: Данная деятельность самостоятельна, т е предприниматель выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует на свой риск, поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Предприниматель должен знать организационно – правовые формы организаций предприятий), состав учредительных документов, порядок составления Бизнес- плана; уметь рассчитать основные показатели деятельности будущего предприятия; иметь творческий подход к решению поставленных задач с целью получения прибыли; правильно определять тип производства и соответствующему ему производственную структуру для определения оптимального размера будущего предприятия и организации производственных процессов.
4) Какие основные показатели Бизнес – плана?
Ответ: Объем выпуска, мощность предприятия, производительность труда, фондоотдача, рентабельность, прибыль и др.
5) Где может применять знание физики будущий экономист?
Ответ: При планировании мощности, фондоотдачи исходя из технических характеристик оборудования и других основных фондов предприятия. Расчет потребления электроэнергии для производственного процесса и определения мероприятий по ее оптимальному расходованию, при расчете эффективности от внедрения новой техники и технологии, расчете различных норм и нормативов и др.
6) Принципы организации производственного процесса?
Ответ:
1) Принцип специализации- разделение труда между отдельными подразделениями и рабочими местами;
2) Принцип пропорциональности – одновременное выполнение отдельных операций или частей производственного процесса;
3) Принцип параллельности;
4) Принцип прямоточности;
5.) Принцип ритмичности;
6) Принцип непрерывности;
7) Принцип технической оснащенности.
4. Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний.
Учащиеся разбиты на две группы:
№1 группа учащихся
- “Физики – экспериментаторы”.
№2 группа учащихся
- “Экономисты – теоретики”.
Деятельность преподавателя: Выдаются карточки- задания для каждой группы (слайд №16)
Задания в группах (слайд №16):
I. Задержан браконьер с ведром икры.
1).Физики – экспериментаторы.
Задание 1: Рассчитать количество икринок в ведре. (Заполнить таблицу)
Объем воды в крышке | Масса воды в крышке | Масса воды в ведре | Кол-во крышек в ведре (шт) | Кол-во икринок в крышке (шт) | Кол-во икринок в ведре (шт) |
6. 10 -6 м3 | 6г | 12000г | А=2000шт | Б= | С=А. Б |
2).Экономисты – теоретики.
Задание2: Рассчитать сумму штрафа. (Заполнить таблицу)
№ | Число икринок в ведре | Стоимость одной икринки | Сумма штрафа |
1 | С= | 10 рублей | С.10 руб = |
Сумма штрафа:___________________
II.. Калькуляция стоимости торта.
Задание3: Составить калькуляцию торта и дать ему название. (Заполнить таблицу)
Наименование продукта | Измерение | Цена за 1 кг | Кол-во | Затраты |
Мука | кг | 40 руб | ||
Яйцо | 1 шт | 5 руб | ||
Сливочное масло | кг | 140 руб | ||
Сметана | кг | 220руб | ||
Сахар | кг | 40 руб | ||
Какао | кг | 50 руб | ||
Соль | кг | 20 руб |
Итого: ___________
Деятельность учащихся о проделанной работе: оглашаются результаты работы
Деятельность преподавателя физики
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (слайд №17)
Учитель подводит итог урока, акцентирует внимание учащихся на том, что для решения практической задачи, необходимы комплексные знания по экономике и физике, знания определений, законов, основных понятий, формул и умения применять эти знания на практике.
5. Домашнее задание.
1) Гл 3, п 3.1- 3.7 (В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. Экономика организации. М: Кнор, 2012 г).
2) П.2.9; 3.3-3.5; 4.7; 10.11 (В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического профеля – М:Акодемия, 2014г).
6. Рефлексия (слайд №18)
Учащимся предлагается оценить прошедший урок: нужно поставит галочку около выбранного утверждения.
- Мне все очень понравилось________
- Мне не все было понятно__________
- Мне было интересно______________
- Мне было легко__________________
- Нужны ли такие уроки_____________