1. Актуальность: 2017 год указом президента объявлен годом экологии. Учителя химии и биологии школы Всероссийского Детского Центра “Орлёнок” не могли не отозваться на социальные запросы общества, и посчитали необходимым представить опыт своей работы, реализованный ранее, в год защиты окружающей среды, в 2013 году. Считаем, что представленный ниже план реализации проекта может быть использован в любой общеобразовательной школе в 2017 учебном году и являться посылом к действию для реализации мероприятий года экологии.
Сегодня человечество подошло в своём развитии к рубежу, когда остро стоит вопрос: “Быть или не быть человеку на Земле?”. И это зависит от самого человека и от того, как он изменит своё поведение и отношение к окружающей среде. Наша задача, как педагогов, развивать личность с активной экологической позицией, чтобы ребёнок осознавал своё “Я” как часть природы. Проведение тематического проекта с названием “Я изучаю! Я люблю! Я охраняю окружающую среду” является тому подтверждением.
Согласно новым ФГОС, особое внимание следует уделять школьным предметам естественно- научного цикла, так как передовые технологии в этих областях позволяют странам быть более конкурентоспособными. Необходимо привлекать внимание обучающихся к предметам химия и биология, не только как к наукам, позволяющим создать условия для воспитания экологически грамотной личности, но и к как перспективным в области образования.
2. Особенности школы. Следует отметить что школа ВДЦ Орлёнок - школа учащихся с временным коллективом. Со всей страны приезжают учащиеся на смену(как правило, 21 день). Это, с одной стороны, даёт возможность популяризировать опыт школы на всю страну, а с другой стороны, у учителей школы есть возможность узнать у учащихся об их опыте экологической деятельности.
3. Участники проекта: все учащиеся 1 смены (100%) - детских лагерей “Звёздный”, “Штормовой” и все учащиеся (100 %) 2 смены - детских лагерей “Стремительный”, “Солнечный”. Всего 1250 человек. Все указанные детские лагеря действуют круглогодично на территории ВДЦ “Орлёнок”.
Победителями стали - 98 человек. Обладателями экологических паспортов стали - 80 человек.
4. Цель: создание условий для развития у учащихся активной экологической позиции
5. Задачи:
1. Привлечение внимания обучающихся к социальной значимости экологических знаний
2. Популяризация экологических знаний
3. Повышение интереса к предметам химия и биология.
4.Формированию активной экологической позиции.
5.Способствовать самореализации школьников в творческой и интеллектуальной деятельности.
6. Распространение в регионы полученного опыт посадки саженцев и семян путём проведения эксперимента.
7. Совершенствование механизма по организации обратной связи с участниками проекта “Посади новую жизнь!”.
6. Предполагаемые результаты реализации тематической недели:
1. Развитие интереса к предметам химия и биология
2. Повышение уровня экологического восприятия мира у обучающихся
3. Расширение форм работы на уроках химии и биологии и во внеурочной деятельности. 4. Формирование у детей ценностного отношения к себе и окружающему миру 5.Развитие навыков исследовательской деятельности. 6. Приобретение обучающимися практических навыков посадки растений. 7. Разнообразие видов деятельности.
8. Возможность выбора участником тематической недели индивидуального маршрута деятельности.
9. Совершенствование механизма по организации обратной связи с участниками эксперимента по выращиванию южных растений в северных широтах.
10. Развитие и демонстрация школьниками исследовательских навыков работы в условиях дендропарка школы.
11. Введение в программу тематической недели соревновательного момента позволило активизировать интерес к предметам химия и биология.
12. Изучение опыта экологических движений на территории России.
13. Распространение в регионы опыта по проведению акции “Посади дерево”. Основные педагогические средства: 1. Организация работы выставочной экспозиции 2. Организация конкурсов коллективной направленности 3. Организация конкурсов личностной направленности 4. Разработка и проведение тематических уроков с использованием различных форм работы 5. Оформление и тиражирование печатной продукции.
Показатели эффективности: 1. Социализация школьников в разнообразных видах практической деятельности. 2. Организация обратной связи. 3. Организация работы на последействие с организацией переписки(контроль за обратной связью) 4. Использование метода свободного выбора деятельности, позволившего максимально увлечь детей всех лагерей.
8. Обеспечение проекта:
Оборудование:
- стенд “Эко-всячина” с положениями конкурсов
- выставка “Экология души”
- стяг с названием тематической недели
- стенд “Экологическая маркировка”
- стенд “Эко- всячина” с викторинами, работой “Эко-почты”
- листовка “прими участие в фестивале REФорма” для педагогов детских лагерей
- положения конкурсов (всего 5 конкурсов)
- викторина по истории химии “Наш дом - Земля” (2 вида)
- викторина по истории биологии “Наш дом - Земля”
- викторина по истории экологии “Наш дом - Земля” (3 вида)
- викторина “Лечебные травы Кавказа”
- викторина “высказывания известных и не очень известных людей”
- выставка “Пожиратели мусора”
- фотовыставка “А ты посадил своё дерево?”
- выставка “Олимпийцы среди животных”
- Эко-мобиль, как элемент экологической гостиной
- передвижная выставка “Экологические советы”
- Экологический календарь
- выставка, демонстрирующая вред некоторых видов отходов для планеты
- листовки с перечнем мероприятий тематической недели
- видеоролики с экологическим содержанием для демонстрации на TV-панели. Б) Для организации индивидуального маршрута участника тематической недели
- маршрутные листы участников тематической недели (1250 штук)
- штампы(печати) с личными инициалами учителей МО
- бланки “Эко-волонтёр”.
В) Для тематических уроков:
- УМК для проведения игры “Экомир”.
- УМК и оборудование для проведения практической работы “Опыты с морской водой”.
- УМК для проведения мини- проекта “Эко-дом”.
- УМК для проведения урока “Чайная гостиная”.
- УМК для проведения урока “Лекарственные травы”.
- УМК для проведения творческой лаборатории “Рассчитай свой след на планете”.
Г) Для реализации мини- проекта “Посади новую жизнь!”:
- саженцы растений “Гинко двулопастный”, “самшит”, “бересклет”, “калина лавролистная”, “софора японская”, “альбиция ленкоранская” для вручения победителям проекта “Посади новую жизнь!”
- ёмкости для саженцев;
- надписи видовых и родовых названий саженцев;
- эмблемы с названием тематической недели (для саженцев);
- плоды дуба сизого для участников эксперимента;
- открытые сопроводительные письма для победителей проекта, призывающие помочь участникам эксперимента;
- карты обратной связи для участников эксперимента;
-таблички, иллюстрирующие систематическую принадлежность растений дендропарка;
- путеводители исследовательской экспедиции для работы в дендропарке;
Д) Для подведения итогов и награждения победителей
- видеоролики с демонстрацией победителей смены и их работ;
- экологические паспорта в количестве 80 штук;
- грамоты;
- статья в газету “Всем вместе”;
- информация в блог школы.
9. Партнёры: отдел художественного творчества, МО учителей информатики, МО учителей русского языка и литературы, воспитатели детских лагерей.
10. Информационное сопровождение проекта:
Маршрутные листы по количеству учащихся дают право КАЖДОМУ участнику принять участие в проекте и право выбора индивидуального маршрута.
Бланки “Эко-волонтёр” позволяют выделить среди участников проекта учащихся с самым богатым экологическим опытом.
Стенд “ЭкоВсячина”, Блог школы ВДЦ “Орлёнок”, ТВ-панель в вестибюле школы.
11. Основное содержание проекта предполагает организацию следующих смысловых пространств участников образовательного процесса:
- обучающее пространство, позволяющее изучать предметы химия и биология с включением экологического компонента;
- интерактивное пространство, позволяющее активно взаимодействовать всем участникам процесса обучения, как ученикам, так и учителю, и вожатым. Это обеспечивалось посредством организации выставки “Экологическая гостиная”, проведением фестиваля РеФорма, интерактивными учебными играми, практическими и исследовательскими работами, работой эко почты;
- личностно- ориентированным пространством, позволяющим организовать личное первенство при проведении недели посредством конкурсов ораторского мастерства, викторин, фотоконкурса, конкурса сочинений и презентаций. Работа экологической гостиной позволила максимально активизировать деятельность детей. Викторины для участников были доступны и вариативны. Все викторины и положения конкурсов были размещены на стендах под общим названием “Эко- всячина”.
Конкурсы были разнообразны и позволили детям с разными творческими способностями проявить себя. Чёткая формулировка положений конкурсов позволяла организовать процесс творчества участников.
Организация выставок и стендов на территории экологической гостиной дает возможность активно использовать пространство перемены для реализации главных задач недели.
Работа Эко-почты позволит наладить обратную связь между учителями и активными участниками тематической недели. В течение всей смены учащиеся задавали интересующие вопросы в письменном виде, а сами дети и учителя отвечали на них.
Экологическая гостиная стала местом сбора участников проекта, обмена информацией, местом для награждения победителей, местом проведения мастер- классов.
Коллективное первенство.
- Урок “Лекарственные растения. Определение и сбор”, 5-6 класс. Для проведения урока была использована грядка с лекарственными растениями в дворике школы.
- Урок “Чайная гостиная”, 5 класс. Учащиеся узнавали на уроке о растениях, которые можно использовать для приготовления чая, а также о чае, выращиваемом на территории нашей страны. После урока учащиеся дегустировали разные виды чая на перемене.
- Мини-проект “Посади новую жизнь” в 6-7 классах. (Авторский проект учителя Меляковой Е.И., участвующий в конкурсе “Лучшие экотехнологии Кубани- 2014”). Проект реализовывался в течение 3 уроков. Во время первого урока учащиеся узнавали о целях проекта и готовились к нему, на втором уроке учащиеся проводили исследование на территории дендропарка школы, на третьем уроке- учащиеся, набравшие максимальное количество баллов при исследовании, участвовали в высадке саженцев голубой ели около школы. Помимо этого, учащимся- победителям были вручены саженцы южных редких растений для дальнейшего участия в эксперименте. Эксперимент заключался в том, чтобы дети, приехавшие из “Орлёнка” в свою родную школу, высадили саженец у себя на родине, вырастили его и пронаблюдали приживаемость саженца в новых климатических условиях. Дети заполнили “карты обратной связи” с указанием своего обратного адреса (для получения информации о ходе эксперимента) и получили сопроводительные письма- рекомендации для их учителей. Для желающих участвовать в эксперименте(не победителей) выдавались плоды дуба красного.
- Практическая работа “Опыты с морской водой”, химия, 8-9 класс. Учащиеся работали с морской водой, принесённой с Чёрного моря, или, в случае плохой погоды, приготовленной самостоятельно. Опыты с морской водой познакомили с некоторыми методами, лежащими в основе промышленных способов получения веществ из морской воды: получение поваренной соли, получение брома, получение йода, получение соединений магний. Получение известкового молока при прокаливании раковин моллюсков.
- Игра “Эко-мир”, химия, 9 класс.(Описание игры опубликовано в “Библиотечке журнала “Вестник Образования России”, № 5, 2013 год, статья “Учебное интерактивное занятие “Эко-мир”, авторы Кульнина Л.А., Мелякова Е.И.).
- Урок “Погружение в Чёрное море”, химия, 10 класс. Учащимися на уроке рассматриваются экологические проблемы Чёрного моря.
- Творческая лаборатория “Рассчитай свой след на планете”, биология, 8-9 класс. Учащиеся рассчитывают, какое количество мусора остаётся после каждого из них, сроки разложения данного мусора в природе и возможные способы переработки. Для проведения использовался материал проекта, ранее проводимого в ВДЦ “Орлёнок” - “Твой след на планете”.
Личное первенство.
- Конкурсы: ораторского мастерства “Моя малая родина” ; “экологическая маркировка” ; экологических презентаций “Меня волнует это Эко” (совместно с учителем информатики), конкурс сочинений “Эко- всячина” (совместно с учителями русского языка); фотографий “Эко-Орлёнок”, я сохраню тебя в памяти”.
- Выставка работ участников фестиваля РеФорма.
- Организация работы “Эко-почты”.
- Мастер-класс “Практическая экология” на перемене.
- Работа стенда “Эко-всячина”.
- Викторины: “История биологии “Наш дом - Земля”; “История химии “Наш дом - Земля”; “История экологии “Наш дом - Земля”; “Лечебные травы Кавказа”; “Высказывания известных и не очень известных людей”; “Химия и окружающая среда”; “Экология для любителей химии”, 9-10 класс, химия. Использовались вопросы Всероссийских викторин “Наш дом - Земля” по химии, биологии и экологии, а также викторины, разработанные учителями других школ(ссылки прилагаются).
12. План реализации проекта:
№ | Название | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Старт тематической недели | Линейка открытия | |
2 | Работа творческих лабораторий | Практическая работа “Опыты с морской водой” - 8 кл., химия | |
“Лекарственные растения” (определение и сбор)- 6 класс | |||
Мини-проект “Посади новую жизнь !”- 6-7кл | |||
Урок “Эко-Дом”- 9,10 классы | |||
Урок “Погружение в Черное море” - 9кл., химия | |||
Познавательная игра “ЭКО-мир” - 10кл. | |||
Урок “Рассчитай свой след на планете” - 7-9 классы | |||
3 | Личное первенство (викторины) | “История экологии “Наш дом Земля”, 9, 10 класс, биология | |
“История химии “НАШ дом Земля”, 9, 10 класс, химия | |||
“История биологии “Наш дом Земля”, 8-10 класс, биология | |||
“Экология для любителей химии”, 9-10 класс, химия | |||
“Знатоки Черного моря”, 8, 9 класс, химия | |||
“Лечебные травы Кавказа”, 6, классы, биология | |||
4 | Личное первенство(презентация) | Конкурс презентаций “Меня волнует Это Эко” (на уроках информатики). | |
5 | Личное первенство (сочинение) | Конкурс “Эко всячина” на уроках
литературы. Варианты тем сочинений: “Эко-дом”, “Эко-город”, “Наш дом Земля”, “Эко-герой”, “Эко-Орлёнок”, “Век глупцов”. |
|
6 | Личное первенство (конкурс фотографий) | “ЭКО-“ОРЛЕНОК”, я сохраню тебя в памяти”. Внеурочное время. | |
7 | Работа экологической гостиной | Конкурс “Экологическая маркировка” (все желающие). | |
Работа Эко Почты “Задай вопрос учителю” (все желающие). | |||
Проведение мастер- класса на перемене “Практическая экология” (научи, покажи за 10 мин). | |||
Дегустация фито чая (на перемене) | |||
Конкурс “Экологические организации” | |||
Конкурс ораторов “Моя малая Родина”. | |||
Выставка работ участников фестиваля РеФорма | |||
8 | Награждение победителей недели. Вручение экологических паспортов. |
13. Список использованной литературы:
1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: “Академия развития”,1997.
2. Вершинин Александр. Жизнь Чёрного моря.- Когорта,2007 г.
3. Урок окончен – занятия продолжаются: внеклассная работа по химии/ Э.Г.Злотников, Л.В.Махова,М.:Просвещение,1992.
4.Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только. Самара.1996.
5. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М., Центрхимпресс, 2001.
6.Стриженок Г. “Черное море. История, богатства, тайны и загадки.” Краснодар, “Советская Кубань”,1999.
7.Пасечник В.В.Биология.6 класс. М., Дрофа,2012.
8.Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. М., Дрофа,2012.
9.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 класс. М., “Русское слово”.2012. 10. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс. М., “Русское слово”.2012.
Интернет-источники:
1. http://www.zarobr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=
1146:ii-l-r-l-r&catid=48:2010-11-29-07-04-29&Itemid=164
2. http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2014/06/04/ekologicheskie-vyskazyvaniya-izvestnykh-lyudey-viktorina
3. http://easyen.ru/load/khimija/irgy/viktorina_po_khimii_quot_khimija_i_okruzhajushhaja_sreda_quot/65-1-0-278
4. http://bigslide.ru/himiya/278-viktorina-dlya-lyubiteley-i-znatkov-himii.html
5. http://blacksea-education.ru/1.shtml