Пояснительная записка.
Раннее развитие способности ребенка к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний, эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Традиционные и нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, сочетание таких техник раскрывает универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Актуальность:
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов.
Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами традиционных и нетрадиционных художественных техник.
Задачи:
- Развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем.
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь. Развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту окружающего мира.
- Формировать у детей умение изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Познакомить детей с различными видами изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.
- Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
- Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности. Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.
- Совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения.
Используемые методы:
Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Дети приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.
Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (с использованием наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, и ими предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.
А использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволят сделать занятия доступными, интересными, познавательными.
Организация занятий кружка:
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий от 25 до 30 минут в зависимости от возраста воспитанников. Организуются выставки детских работ.
Материалы:
- Акварельные краски, гуашь.
- Восковые и масляные мелки, свеча.
- Пастель.
- Уголь.
- Цветные карандаши.
- Холодный фарфор.
- Глина.
- Ватные палочки.
- Палочки для процарапывания.
- Матерчатые салфетки.
- Стаканы для воды.
- Подставки под кисти.
- Кисти мягкие и жесткие.
Ожидаемые результаты:
- Развитие у детей интереса к изобразительной деятельности.
- Совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
- Развитие представлений об изобразительных техниках.
- Развитие художественного вкуса, умения видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
Содержание программы:
Программа написана для детей 5-7 лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных техник, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, другие виды художественного творчества, включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Тематическое планирование: <Приложение>
Список литературы.
- Альбом “Я учусь рисовать” Выпуск 1, 2. – М., 2009.
- Казакова Р.Г “Рисование с детьми дошкольного возраста” – М., 2008.
- Комарова Т.С “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М., 2006.
- Корнилова С., Галанов А. “Уроки изобразительного искусства” – М., 2005.
- Мосин И.Г. “Рисование” – М., 2004.
- Никологорская О.С. “Волшебные краски” – М., 2001.
- Проснякова Т.Н., “Уроки мастерства”, издательство “Учебная литература”, Самара, 2005.
- Лыкова И.А., “Изобразительная деятельность в детском саду”, Издательский дом “Цветной мир”, Москва, 2012.