Цель: учить читать целыми словами
Задачи:
– познакомить учащихся с биографией и творчеством В.В. Бианки;
– учит делать выводы, прогнозировать события рассказа; учить читать целыми словами;
– учить пересказывать текст по опорным словам;
– развивать речь, мышление, интерес к изучению природы;
– совершенствовать умение составлять план произведения, работать в парах;
– отрабатывать грамотное выразительное чтение;
– воспитывать любовь и бережное отношение к животным, к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Виталий Бианки «Музыкант», книги Виталия Бианки для выставки, Л.Ф. Климанова. Учебник «Родная речь» 1 ч. М., «Просвещение», 2009.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб потом вам получать
Только лишь оценку «5»!
III.Проверка домашнего задания. (Презентация. Слайд 2)
Пересказ по плану сказки Б. Житкова «Храбрый утёнок».
1) Хозяйка кормит утят.
2) Боятся стрекозы.
3) Может быть утята заболели?
4) Алёша обещает помочь.
5) Утёнок сдержал слово.
6) Стрекоза больше не прилетала.
IV. Постановка целей урока
Найдите соответствие: Кто автор произведения? (Слайд 3)
М. Пришвин«Кошкин щенок»
Е. Чарушин«Плачет киска»
В. Берестов«Храбрый утенок»
Б. Житков«Ребята и утята»
В. Бианки «Страшный рассказ»
Б. Заходер
– Какой вывод вы сделали? (Ответы учащихся)
– Новый автор – Виталий Валентинович Бианки. (Слайд 4)
Беседа по творчеству В. Бианки
Всего В. Бианки написал более 200 сказок, рассказов, повестей.
– Кто из вас читал его книги? Какие книги читали?
– Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».
В. Бианки один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.
В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. (Слайд 5, 6) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков–итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Там всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Там мальчик выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
Осенью 1922 г. Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили К. Чуковский, Б. Житков, С. Маршак. Самуил Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
V. Работа по содержанию рассказа
– А теперь прочитаем название произведения, которое мы будем читать. Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20 (Слайд 7)
– По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.
– Произведение называется «Музыкант»
– О ком или о чём может быть этот рассказ? (Ответы учащихся) (Слайд 8)
Чтение рассказа учителем.
Предполагание событий рассказа.
Словарная работа (выполняется в ходе чтения) (Слайд 9)
– В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить:
Медвежатник – охотник на медведя;
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
Щепка – тонкая пластинка, отколотая от дерева;
Опушка – край леса.
Проверка первичного восприятия рассказа по вопросам.
• Понравился ли вам рассказ?
• Что именно понравилось?
• На чём играл старый медвежатник?
• Что сказал ему колхозник?
• Зачем медвежатник пошёл в лес?
• Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
• Какую картину увидел старик в лесу?
• Почему он не убил медведя?
VI. Физкультминутка
– Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.
– Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.
VII. Чтение рассказа учащимися, составление плана
– Сейчас мы составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа. (Слайд 10)
Старый медвежатник любил музыку.
Старик пошёл охотиться на медведя.
Медведь – музыкант.
Охотник пожалел медведя.
VIII. Пересказ по опорным словам. (Слайды 11 – 14)
1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.
2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.
3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.
4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.
Дополнительное задание к рассказу «Музыкант»
Работа в парах
– Вставьте пропущенные слова в краткий пересказ рассказа «Музыкант».
Старый медвежатник хотел научиться играть на … . Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше в лес … на медведя.
Старик отложил скрипку, взял … и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, … и сел отдохнуть на пенёк. Вдруг слышит – из глубины леса доносится красивый … . Старик пошёл туда и видит: на … возле разбитого грозой … сидит медведь. Он трогает лапой торчащие из разбитого дерева … щепки. Щепка …, и в воздухе раздаётся звук. Медведь … , и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто … . Послушал, послушал старик и пошёл … домой. Разве можно в такого … стрелять!
IX. Сообщения о медведях заранее подготовленных учащихся. (Слайд 15)
– Ребята, я просил вас подобрать интересные факты о медведях, рассказы, загадки.
Примерный ответ учащегося.
– На Севере нашей страны, в царстве снега, холода и льда живут белые медведи. Бурые медведи живут в лесной полосе, в горах, там, где есть глухие места с буреломом, болотами и водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, выкапывают жуков, личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – любитель меда, даже укусов пчел не боится, лишь бы полакомиться. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям.
X. Рефлексия. (Слайд 16)
Продолжите предложения:
– На уроке я узнал(а) новое…
– Я похвалил(а) бы себя за …
– После урока мне захотелось….
– Сегодня я сумел(а) …
XI. Итог урока
– С каким рассказом вы познакомились на уроке?
– Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
– Какое название дали бы вы?
– Оценивание работы учащихся
XII. Домашнее задание: Чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по плану.
Литература:
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Родная речь».1 часть. М., «Просвещение», 2008
2. Климанова Л.Ф. Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 2 класс. М., «Просвещение», 2005
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2014.
4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999
5. www.kirovregion.ru/cgi-bin/news/index.cgi?id=5473
6. http://kopilkaurokov.ru/