Авторская программа дополнительного образования детей "Фитнес и здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит  не только не жалеть времени, сил, трудов  и всяких благ, но  и пожертвовать ради  него частицей самой жизни, поскольку  жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

М. Монтель.

Движение – залог здоровья. Воспитание здорового, физически развитого подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, родителей и представителей всех социальных институтов.
В настоящее время среди наиболее доступных и привлекательных видов оздоровительной культуры для широких слоев населения и, в первую очередь, для детей и подростков является «Фитнес – аэробика».
«Фитнес – аэробика» быстро завоевала популярность во всем мире и стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, альтернативной наркомании, курению, алкоголю.
«Фитнес – аэробика» – сложно координированный, эстетический, командный вид оздоровительной культуры. Ее своеобразие определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движений и музыки. Инициатором развития этого направления является ФИСАФ (FISAF) – Международная Федерация спорта, аэробики и фитнеса.
«Фитнес – аэробика» синтезировала все лучшее, что накопилось в практике хореографии, спортивной аэробики и спорта. Это гимнастические элементы, танцевальные движения, пластика, различные виды аэробики, прошедшие тщательную сортировку на полезность для здоровья.
«Фитнес – аэробика» содействует всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Этот вид оздоровления очень популярен, так как доступен и современен.
При составлении программы были изучены различные методики преподавания ведущих специалистов по фитнес – аэробике, аспекты аэробики: анатомические, физиологические, кинезиолонические, биомеханические, психологические и педагогические.
Предлагаемая программа отличается от уже существующих, содержанием теоретического раздела. Данный раздел информирует учащихся об основных закономерностях организма, наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития и знакомит с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры. Эти знания практикоориентированы, что позволяет получить представление о функциональном состоянии любого организма. В итоге на теоретических занятиях формируется устойчивая мотивация к практическим занятиям.
Большое внимание в программе уделено хореографии, которая помогает выразить свое внутреннее состояние, познать и раскрыть себя, развить творческую духовную личность.
Заложена индивидуальная работа с учащимися, позволяющая рассмотреть задатки каждого и вовремя раскрыть их, чтобы они могли перерасти в профессиональное мастерство. Мастерство – это не только владение техникой, но и умение импровизировать.
В основу данной программу положены: исследовательская работа по определению индивидуальной переносимости нагрузки (Приложение 1); организация проведения занятия с учетом физиологического состояния ребенка в разных биологических ритмах Севера (Приложение 2), классификация основных движений в хореографии.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 10-17 лет с различными физическими данными и двигательными способностями. Срок ее реализации 5 лет.

Цель программы: гармоничное физическое и духовное совершенство через развитие творческого потенциала.

Образовательные задачи:

  • дать знания теоретической базы, для последующей самостоятельной работы;
  • освоить образный язык «телодвижения»;
  • обучить логическому, целесообразно-организованному движению;
  • повысить художественную выразительность через музыкальное сопровождение;
  • познакомить с культурой разных народов через язык хореографического искусства.

Развивающие задачи:

  • развить все физические качества (мышечной силы и выносливости, гибкости и подвижности суставов, координации, равновесие и т.д.);
  • развить умение ощущать и дифференцировать разные параметры движений;
  • развить художественно-эстетические и двигательные качества;
  • развить импровизационные способности.

Воспитательные задачи:

  • сформировать умение работать коллективно;
  • развить командный характер выступлений, чувство коллективизма и товарищества.
  • активизировать, полученные, навыки и умения в области преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Принципы:

Доступности – процесс усвоения знаний, умений и навыков в области фитнеса при реализации предложенной программы, учитывает возрастные особенности учащихся. Материал разложен поэтапно от простых тем к более сложным.

Наглядности – для создания необходимого психологического климата в группе, для активизации эмоций в момент восприятия и представления соответствующего образа на занятиях используются видеоматериалы концертных программ, фестивалей и мастер- классов.

Сознательности и активности – для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена Форма групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором каждый участник на глазах у всех показывает свою импровизацию, контролируя свое поведение и ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих одногрупников: мнения, осуждения, оценки. Такая деятельность способствует развитию личностной самооценки.

Преемственности – содержание более сложной тематики основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

Методы:

Словесный метод – устное изложение теоретических основ, необходимых при дальнейшем освоении техники. Объяснительно-иллюстративный метод обучения сочетается с репродуктивным и исследовательским методами. Учащиеся не только воспринимают, усваивают материал, приготовленный педагогом, и воспроизводят полученные знания (выступления на открытых уроках, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, творческих встречах), но занимаются и самостоятельной творческой работой – поиском (посредством импровизации, которая является одним из основополагающим способов развития творческой активности).

Формы:

Формы организации деятельности включают в себя теоретические (в виде бесед-лекций), практические занятия (групповые, парные, индивидуальные) и самостоятельную работу учащихся (импровизация).

Прогнозируемые результаты

После освоения данной программы обучающиеся

Будут знать:

  • аспекты аэробики: анатомические, физиологические, кинезиологические, психологические;
  • разновидности шагов, бега, прыжков и переходов;
  • различия между круговой и интервальной кардио-тренировкой;
  • особенности и средства силовой тренировки;
  • технику выполнения упражнений с отягощением;
  • музыкальную грамоту: ритм, размер, такт и темп;
  • понятие прямого и обратного счета;
  • базовые элементы классической аэробики и их сочетания;
  • пути конструирования комбинаций;
  • разновидности Фитнес–аэробики;
  • классификацию элементов степ–аэробики;
  • специфику резист-А-бол-аэробики;
  • типы дыхания, используемые в йоги;
  • классификацию основных поз-асан;
  • характеристику Калланетики;
  • принципы метода Пилатеса;
  • танцевальные виды аэробики;
  • технику выполнения сложных элементов и комбинаций;
  • методы соединения танцевальных элементов;
  • варианты составления композиции;
  • виды и особенности стретч-программ.

Будут уметь:

  • самостоятельно контролировать и оценивать состояние организма;
  • выполнять прыжки прогрессирующей сложности;
  • создавать эмоционально-двигательный образ на основе личного восприятия музыки;
  • сочетать формы движений в классической аэробике;
  • применять элементы классической аэробики во всех танцевальных направлениях;
  • перемещаться на степ – платформе в различных ее положениях;
  • снимать нагрузку с позвоночного столба с помощью пластикового мяча;
  • владеть системой дыхательных и медитативных упражнений;
  • варьировать элементами хореографии;
  • составлять простейшие пространственные комбинации;
  • импровизировать в сложных композиционных рисунках;
  • владеть стилистикой «кантри», «латины»,  «джаза», «хип-хопа», «фанка», «фолка», «востока»;
  • владеть системой растяжки.

Приобретут:

  • координационные способности, гибкость, пластику, мышечную силу и выносливость;
  • навыки работы с отягощением: гантелями, резинками, эспандерами;
  • мышечную память;
  • возможность развития функции равновесия;
  • способность точному воспроизведению движений;
  • навыки работы с различными предметами;
  • навыки визуально управления группой;
  • способность чувствовать, понимать и любить хореографическое искусство;
  • духовный рост и художественную выразительность через музыкальное обучение;
  • гармонию души и тела;
  • внутреннюю силу, здоровье и благополучие.

Получат:

  • возможность сформировать красивое тело;
  • возможность для раскрытия своего таланта;
  • сформированную творческую мотивацию;
  • навыки коллективной творческой деятельности;
  • навыки здорового образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Приложение 3)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для полноценного занятия необходим хорошо проветриваемый и хорошо освещенный зеркальный зал.
Зеркала – необходимы для отработки техники выполнения отдельного упражнения, движения и целого танца, а также для того чтобы научиться передавать настроение танца выражением глаз и мимикой лица.
Станок – в зале необходим для растяжки мышц ног, упражнений на гибкость, силу и выносливость.
Гимнастические коврики – используются для избежать повреждения позвоночника, синяков при работе в партере (растяжка мышц, упражнения на брюшной пресс, отработка мышечной выносливости и силы)
Степ-площадки – для степ-аэробики следующей высоты:
Для новичков                        10 см.
Для начинающих                  20 см.
Для подготовленных            30 см.
Resist-a-Ball Резиновые надувные мячи для направления Fitball:
Мячи резиновые игровыедля отработки координации, для развития глазомера и силовой отработки в партере.
Утяжелители и гантели для Body sculpture весом от 500 до 2000 кг, чтобы отработать мышечную силу и мышечную выносливость.
Эспандер ручной двойного действия для тренировки грудных мышц.
Тренажеры для атлетической гимнастики, которая является эффективным средством в повышении работоспособности, улучшении подвижности в суставах, укреплении здоровья, в создании красивых форм тела. Регулярные занятия на тренажерах помогут развить все группы мышц, исправить многие недостатки телосложения.

ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Проводится для:

  • оценки физической, технической, теоретической подготовленность учащихся;
  • оценки эффективность применяемых средств и методов;
  • выявления динамики развития учащихся и прогнозирования их достижений.

В течении учебного года:

  • тестирование физических данных (гибкость и подвижность суставов, мышечная сила и выносливость, координация, растяжка);
  • тестирование знаний теоретического курса;
  • тематическая импровизация;
  • мастер-классы на педагогических площадках города;
  • стажировочная площадка;
  • подготовка и участие в фестивалях-конкурсах по оздоровительным видам аэробики;
  • участие в конкурсной  программе «Мисс Фитнес».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Приложение 4)