Цели урока: способствовать развитию творческой самостоятельности учащихся с применением знаний о народном искусстве изразца.
Задачи урока для преподавателя:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с особенностями композиции на примере изразца;
- обучить учащихся техникам декорирования изразца.
- Воспитательные:
- воспитать уважение к народному декоративно-прикладному творчеству;
- пробудить интерес к историческому наследию мастеров изразца.
- Развивающие:
- сформировать творческое отношение к выполнению заданий;
- развить навыки учащихся по работе с глиной.
Задачи урока для учащихся:
- Образовательные:
- усвоить знания о композиционных особенностях изразца как одного из направлений народного декоративно-прикладного искусства;
- овладеть техникой декорирования изразца.
- Воспитательные:
- понять значение народного декоративно-прикладного творчества на примере искусства изразца;
- в процессе поисковой деятельности творчески и самостоятельно подходить к решению задач.
- Развивающие:
- научиться использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой работе;
- применить технику исполнения, композиционные приемы в своей творческой работе.
Зрительный ряд:
- Карточки и таблицы этапов работы над декоративным изразцом.
- Фотографии работ декоративного рельефа в творчестве народных мастеров изразца, преподавателя, учащихся.
- Образцы декоративного рельефа преподавателя и учащихся.
Материалы и оборудование:
- Эскизы различных способов декорирования рельефов.
- Краски акварель, гуашь.
- Кисти для росписи «колонок».
- Предметы для оттиска.
- Ткань для раскатывания пласта из глины.
- Гипсовые формы с изображением животных, растений, орнамента.
- Бумага альбомная формата А4 в количестве 5 листов.
- Банка с водой, тряпочка для кистей
- Палитра с ячейками.
- Карандаш простой.
- Клей ПВА
- Каток для раскатывания глины.
План урока:
- Организационная часть.
- Беседа о декоративном рельефе.
- Объяснение последовательности практической работы.
- Постановка задачи по изготовлению оттиска изразца.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока:
№ |
Последовательность проведения занятия |
Время |
Наглядное и |
1 |
1.1. Преподаватель объясняет задачи занятия и обращает внимание на то, что занятие является подготовительным к выполнению творческого рельефа «изразец в творчестве детей». 1.2. Учащиеся пытаются ответить на вопросы:
|
5 мин.
10 мин. |
|
2 |
Учащимся предлагается самостоятельно определить последовательность этапов выполнения работы по декоративному рельефу. |
10 мин. |
Карточки с этапами работы по числу учащихся. (Приложение 2) |
3 |
Преподаватель дает задание обменяться эскизами декора изразца (выполненное домашнее задание) с целью найти возможности для улучшения технического исполнения и цветового решения рельефа. Учащиеся обмениваются мнениями, с помощью преподавателя находят пути улучшения рельефа или исправления ошибок. |
15 мин. |
|
4 |
Самостоятельная работа учащихся по внесению изменений в эскизы по декорированию изразца. |
10 мин. |
|
5 |
Объяснение техники заполнения декора более мелкими элементами. Демонстрация иллюстраций декоративного изразца в творчестве народных мастеров, преподавателя и учащихся. Преподаватель обращает внимание учащихся на ритмическое заполнение крупных пятен и варианты декора с более мелким изображением. |
15 мин. |
Фото и образцы изразцов (Приложение 1) |
6 |
Несколько учащихся (по желанию) рассказывают о плане своих дальнейших действий по завершению декорирования изразца. Преподаватель организует обсуждение запланированных действий и в случае необходимости вносит коррективы в действия учащихся. |
10 мин. |
|
7 |
Самостоятельная работа учащихся по декорированию изразца. Индивидуальная работа преподавателя с учащимися. |
40 мин. |
Звучит народная музыка |
8 |
Подведение итогов конкурса, объявленного преподавателем в начале занятия. |
10 мин. |
Приз для победителя конкурса |
9 |
Анализ завершенных работ. Коллективная оценка и определение лучших работ. |
10 мин. |
|
10 |
Подведение итогов занятия |
5 мин. |
|