Урок русского языка на тему "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, учебник, презентация к уроку

Цель урока: ознакомление  со сложными словами и формирование умения находить корни в сложных словах.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить со сложными словами.
  • Развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие:  воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятием, что такое  «сложные слова»; формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь  различать сложные слова от обычных слов.
Метапредметные:
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
– проводить  сравнение и классификацию по заданным критериям;
– осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:  
 – использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
учиться работать в группах, воспитывать доброжелательность.

Тип урока: освоение новых знаний.

Новые понятия: сложные слова.

Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями, учебник русский язык 3класс  В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

(Презентация. Слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

– Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
– Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки и нашим гостям.

Настраиваются на работу

 

 

 

Ответы детей.

 

Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу

Актуализация знаний

– Работаем  в группах. Составьте пословицу из слов, объясните ее  смысл  и запишите в тетрадь.
(Слайд 2)
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Доброе дело два века живет.
3. Добра желаешь, добро и делай! 
Объясните смысл  пословицы!?
– Вот и сегодня на уроке мы будем желать и делать друг
другу только добро.
2. На  экране. Прочитайте текст.
(Слайд 3)
Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается.
Выпишите  из текста однокоренные слова и выделите корень.
– А какие слова называются однокоренными?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
– Проверим
– А как вы понимаете слово «доброта»?
– Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Работают по карточкам.

 

 

1. Делать  добро другим во благо.
2. Сделал доброе дело и про него долго помнить будут, как благодарность.
3. Если хочешь, чтобы к тебе относились  по доброму, то и ты к людям относись  так же.

 

Доброта, добрый

Однокоренные слова, это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
2 ребят работают за доской
– В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Познавательные: делать выводы, обобщать

Самоопределение к деятельности.

 

 

 

 

– Ребята, а что значит делать добро?
– Подберите однокоренные имена прилагательные  к существительному добро, указывающие на качество человека. И выделите корни.
– Объясните лексическое значение данных слов:

  • доброжелательный,
  • добродушный,
  • добропорядочный

– Что вы заметили?
– А сколько корней в слове?

– А как называются такие слова?
– Сформулируйте тему урока.
(Слайд 4)
– Попробуйте определить цели урока? (Слайд 5)

Это  доставлять кому-то удовольствие, счастье, радость.
Положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Сделать много добра людям.

 

 

(по 2 словаря в каждой группе)
Два

 

1. Ознакомление со сложными словами
2. Умение находить корень в сложных словах.

Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.

 

Физминутка.

(Слайд 6) Показываю движения.

Выполняют движения
под песню «Что такое доброта»

 

Работа по теме урока
Первичное закрепление.

1. Стр.78 упр. 140
– Прочитайте задание к упражнению.

  • 1 группа работает с первой группой слов.
  • 2 группа – со второй группой слов.
  • 3 группа – с третьей группой слов.

Проверяем.
Назовите лишнее слово в каждой группе.
– Обоснуйте свой ответ.
– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?
(Слайд 7)
Оцените свою работу.
2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительные буквы.
Маша рассказывала, что Петя очень благ. родный человек. Велик. душный человек никогда (не) оставит в б. де св. его друга. Не каждый может сделать рыцарский поступок.
– Объясните лексическое значение слов: благородный, великодушный.
– А мальчики  делали рыцарский поступок? Какой?
– Оцените свою работу

 

 

 

 

Дети, рассуждая, отвечают.

 

 

 

 

– Слова, которые состоят из двух корней и соединены соединительными буквами  о или е.
Дети оценивают.

 

 

Работают по карточкам.

 

(Высказывание детей)

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.

Рефлексия
Самостоятельная работа.

 (Слайд 8)
Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.
– Замените данные словосочетания одним словом, которое должно являться именем существительным.
– Запишите слова, выделите корни.
Образец: ходит по луне – луноход
1. Любитель книг – …
2. Выращивает овощи – …
3. Разводит цветы – …
Объясните лексическое значение данных слов.Проверка.
– Оцените  работу на уроке.
(Зеленый понял всё и могу применить; желтый – понял всё, но ещё не могу применить; 
красный – ещё не совсем понял).

 

 

 

Дети зачитывают получившиеся слова:
1. Книголюб – любитель книг, чтения.
2. Овощевод – специалист по овощеводству.

3. Цветовод – человек, который занимается выращиванием цветов.

Коммуникативные: Умение работать в паре.
Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
 На основе анализа объектов делать выводы.

Домашняя работа (на выбор)

(Слайд 9)
1) Стр.77 упр.138
2) Написать сочинение «Добрый человек – это  ….», используя сложные слова.

Делают выбор, записывают в дневники.

 

Подведение итогов

 

 

 

Самооценка

– Достигли целей, поставленных в начале  урока?   
– Что бы вы могли рассказать  об уроке по схеме: (Слайд  10)

– Выставляю оценки за урок с комментированием.
И хотелось бы урок закончить стихотворением: (Приложение 1)
(Слайд  11) Спасибо, дети, за урок

 

– Я знаю, что такое сложные слова
– Я умею находить корни в сложных словах
– Я могу выделить корни в сложных словах.

 

Дети оценивают себя.

 

Познавательные: Представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.