Учебник, УМК:
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Цель урока:
- сформировать представление учащихся об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки;
- способствовать развитию умения создавать гиперссылки в презентациях
Планируемые результаты:
Предметные – представления об алгоритмах с ветвлениями;
Метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками);
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Познавательные УУД: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
Личностные УУД: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Регулятивные УУД: владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: экран, проектор
Дидактический материал: задания для работы в парах (Приложение 3), материал для практической работы (Приложение 4), оценочный лист (Приложение 5).
Образовательные ресурсы: презентация (Приложение 1), технологическая карта урока (Приложение 2), авторская мастерская Босовой Л.Л. Методическая служба БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.
Девиз урока: «Если вы знаете, чего вы хотите, то вы добьетесь этого».
ХОД УРОКА
1. Организационный. Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Приветствие. Организация учащихся на работу на уроке.
Обсуждаются вопросы:
– Что такое алгоритм?
– Какие алгоритмы называются линейными?
– Какие примеры линейных алгоритмов вы можете привести?
– Все ли вам известные алгоритмы могут считаться линейными?
2. Мотивация к учебной деятельности
– Ну а теперь переходим к изучению новой темы. Надеюсь, что вы будете хорошими помощниками в нашей работе.
Ситуация, когда заранее известна последовательность требуемых действий, встречается очень редко. В жизни часто приходится применять решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко надеваем лёгкую одежду, холодно – тёплую. Встречаются ещё более сложные условия выбора. А в некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.
Вопрос: С каким типом алгоритмов мы должны сегодня познакомиться?
Возможные ответы дают учащиеся:…
3. Открытие нового знания. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– Давайте подробнее разберём, что же такое алгоритмы с ветвлениями.
Определение: Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм – форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.
Вопрос: Что же называется условием?
Возможные ответы дают учащиеся:…
Условие – это вопрос, на который можно ответить либо «ДА», либо «НЕТ»
Алгоритмы с ветвлениями имеют две формы:
– Полное ветвление: в зависимости от условия выполняется то или иное действие;
– Неполное ветвление: в некоторых случаях «действие 2» отсутствует, т.е. в зависимости от условия выполняется определённое действие.
4. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения
Задача. Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?
Возможные ответы дают учащиеся: …
Самостоятельное выполнение задания (работа в парах): найти команду ветвления в стихах, составить алгоритм «Погуляй с другом» в форме блок-схемы и словесной.
Проверка правильности выполнения заданий.
Обучающиеся выставляют оценку своему товарищу в Лист оценивания.
5. Открытие нового знания в области ИКТ и закрепление полученных знаний в ходе выполнения практической работы
Создание гиперссылок в презентации. Гиперссылки – это выделенные слова или картинки, при выборе которых щелчком клавиши мыши происходит на другой слайд.
Знакомство с алгоритмом создания гиперссылки.
Самостоятельная работа учащихся по созданию гиперссылок в презентации.
Просмотр лучших работ.
6. Домашнее задание: §17(2), №191, 192, 193
7. Рефлексия, подведение итогов
– Подводим итог. Что нового сегодня узнали. Отвечаем на вопросы:
– Что такое алгоритм?
– Какие типы алгоритмов мы знаем?
– Какой алгоритм называется разветвляющимся?
– Формы разветвляющихся алгоритмов.
– Где можно применять алгоритмы с ветвлениями?
Далее учащиеся сами оценивают своё отношение к пройденному уроку, выставляют себе оценки.