Тип урока: Урок рефлексии.
Цель урока: помочь детям сформировать представление о характерных изменениях в живой и неживой природе осенью.
Характеристика деятельности учащихся на уроке:
- Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;
- Работать в группе: знакомиться с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
- Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
- Прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями.
- Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить рассказ, гербарий, коллекция плодов, книгу Белгородской области, презентацию “Насекомые осенью”, серию рисунков на тему “Птицы в осеннем лесу”, фотовыставка “Осенняя экскурсия”.
- Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Планируемые результаты урока:
личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
- овладевать практико-ориентированными знаниями о характерных изменениях в живой и неживой природе осенью;
- запрашивать, искать и использовать информацию, необходимую для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире;
- умение распределять общий объём работы;
- использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;
предметные:
- работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию о правах гражданина;
- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для решения познавательных задач с;
- задавать вопросы, читать схемы, таблицы, графики;
- получить первоначальный опыт организации индивидуальной и совместной учебно-игровой и рефлексивной деятельности.
Виды деятельности на уроке:
- речевая деятельность: речевые диалоги, чтение, свободные высказывания;
- учебно-исследовательская деятельность: работа с информацией, эмоционально-ценностная оценка собственного жизненного опыта;
Оборудование: персональный компьютер, проектор, продукты, созданные детьми (Красная книга Белгородской области, фотовыставка, гербарии, коллекция плодов осеннего леса, рисунки птиц, кормушки).
Краткая аннотация к работе: На уроке окружающего мира по теме “В гости к осени” (2 класс) у учащихся формируются основные знания и представления по теме, развиваются умения работы с информацией, формируются навыки коллективной работы, развивается творческое мышление, речь, интерес, память и воображение через наблюдения, формируется умение применять изученный материал в практических ситуациях, умение защищать свои убеждения. Данный урок является 4 уроком в разделе “Природа”. Работа на уроке направлена на обеспечение условий, которая открывает детям возможность самостоятельно освоить окружающий мир для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему урока, дается знакомое детям стихотворение про осень. Ответы на каждом этапе урока обсуждались коллективно, оценивались учениками в листе достижений. На уроке учащиеся не боялись высказывать свое внимание, пытались доказать, аргументируя имеющейся наглядность, ранее полученными знаниями, исправляя ошибки одноклассников.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент).
- Ребята, представьте осенний день на лесной поляне. Прохладный ветерок щекочет вам щечки. У вас немного замерзли носик и ушки. Потрите их . Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю сохранить ваше тепло и радость на протяжении всего урока.
II. Учебно-познавательная мотивация. Осознание личной значимости темы данного урока (Актуализация знаний).
У. - Где мы побывали на прошлом уроке? (На экскурсии в лесу)
- Что на экскурсии показалось вам самым интересным? (Необычные краски леса)
- Давайте вспомним какие правила друзей природы мы соблюдали?
Правила друзей природы
1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте травянистые растения.
2. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
4. Не распугивайте птичьи стаи.
5. Не ловите диких зверей и птиц и не уносите их домой.
6. Помните! Вы пришли в гости к обитателям леса. Не шумите, шумом вы отпугнёте животных, помешаете им. А сами увидите и услышите гораздо меньше.
У. 1. Перед экскурсией каждому ученику нашего класса был дан лист наблюдений. Где предлагалось выполнить 4 задания. В первом задании необходимо было написать результаты наблюдений за погодой, во втором результаты наблюдений за растениями, в третьем за насекомыми , четвёртом за птицами. Перед уроком я просмотрела ваши листы наблюдений и увидела, что это задание вы выполнили успешно.
- Наш класс был разделен на группы. Каждая группа выполняла одно из этих четырех заданий более подробно.
Первая группа выполняла наблюдениями за осенними изменениями в неживой природе.
Вторая, третья и четвёртая группы выполняли наблюдения за осенними изменениями в живой природе.
- Сегодня каждая группа расскажет о своих наблюдения, а у вас лежит лист оценивания, где вы должны поставить свою отметку, если вы считаете, что группа выступила отлично раскрасьте кленовый лист зеленым цветом, если вы считаете что хорошо, но у вас есть некоторые сомнения, раскрасьте желтый цветом, если выступления не понравилось, раскрасьте красным цветом. Обозначение того или иного цвета у вас есть на ваших листах достижений
(Подведение итогов оценивания проводится учителем на следующем уроке)
III. Самоопределение к деятельности (Формулирование темы и цели урока ).
1. Чтение стихотворения учителем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пестрый
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок
Н.Некрасов
- О чем говорится в этом стихотворении? ( Об осени?)
- Произошли ли изменения в природе с приходом осени? (Изменения с приходом осени произошли)
- Давайте предположим, о чем пойдет речь на уроке? (Об изменения в природе осенью).
- Сформулируйте тему урока (Тема урока совпадает с темой экскурсии “ В гости к осени”).
- Ребята, мы с вами знаем, что природу можно разделить на две группы. О каких группах я говорю? (Живая и неживая природа?)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать об осенних явлениях в живой и неживой природе)
IV. Коллективное решение сформулированных задач.
1. Выступление групп.
У. - А сейчас послушаем представителей каждой группы, они нам расскажут о своих наблюдения в осеннем лесу.
Итак, предоставляем слово 1 группе.
(Учащиеся этой группы подробно рассказывают о сезонные изменения в неживой природе, за которыми им приходилось наблюдать 24 сентября 2015 года. Они уточняют, что в этот день была необычно теплая погода, похожа очень на летнюю. Учащиеся делают сравнительную характеристику температур с 1 по 24 сентября 2015 года, и сравнительную характеристику температур 24 сентября за 2013-2015 годы. С помощью учителя до урока они составляю график и таблицу. Дети приходят к выводу, что 24 сентября 2015 года самый тёплый за три года метеонаблюдений.
У.- Ребята, а вы знаете, что синоптики назвали 2015 год самым жарким не только за последние три года, но и за всю историю наблюдений. Ранее считался самым жарким сентябрь 2014 год , у ученых есть предположения, что следующие два года в сентябре погода будет еще жарче, мы с вами имеем такую возможность эти предположения проверить.
Прошу оценить работу 1 группы.
У.А теперь послушаем выступление 2 группы.
(Учащиеся этой группы наблюдали за растениями в осеннем лесу. Они рассказывают о растениях, которые видели, и об изменения в жизни растений. Дети показывают гербарий и коллекцию плодов осеннего леса. Ученики класса, которые увлекаются созданием гербариев, показывают их детям. Ученица рассказывает о том, что еще с лета они с мамой изготавливали книгу Белгородской области, и знакомит своих одноклассников с ней).
- Спасибо большое 2 группе,
- Оцените, пожалуйста, выступление
2. Выступление группы № 3
У. -В осеннем лесу вы наблюдали и за насекомыми. Более подробную информацию о насекомых приготовила группа №3. ( Дети рассказывают о повстречавшихся им насекомых, показывают презентацию которую помогали им создавать восьмиклассники нашей школы).
У.С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
- Большое спасибо ребята, за ваш очень интересный рассказ.
Оцените выступление 3 группы.
Выступление группы № 4
У. Я знаю, что ребята этой группы должны были рассказать о птицах, которых встретили на экскурсии.(Дети рассказываю о птицах, которых они увидели и услышали на экскурсии. Показывают нарисованные ими рисунки. Ученик класса принёс кормушку, которую сделал вместе с папой).
У. - Уже к середине осени для птиц наступит очень трудное время, как же мы сможем им помочь? Операция “ Кормушка” продолжается.
-Оцените работу группы № 4
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Осенние листья”
2. Работа с учебником.
Откройте учебник на с.36,давайте прочитаем, что же авторы учебников рассказывают об изменения в природе осенью.
Чтение текста
У. - Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали из текста. (Мы узнали, что с наступлением осени появляется иней на крышах домов и машин, значит был о легкий морозец, над реками начинают нависать туманы ,они покрываются льдом, начинается ледостав.)
У. - Продолжим чтение и узнаем об изменения в живой природе.
- Как вы думаете, как птицы узнают о приближении трудного и голодного времени? (Дни ближе к осени становятся короче, это и является сигналом).
V. Включение в систему знаний и повторение
3. Работа в группах.
- Ребята, мы с вами узнали об осенних изменения в погоде, в жизни растений, птиц, насекомых, но не поговорили о зверях, ведь в их жизни происходит тоже немало изменений. А вот какие изменения происходят в их жизни, они написали вам сами в письме. У каждой группы на столе лежит конверт. Откройте, прочитайте и обсудите с товарищами, кто написал вам это письмо.
Группа №1
Осенью у нас забот не мало. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но что бы спокойно проспать до весны, нам нужно накопить запас жира. (МЕДВЕДЬ)
Группа № 2
Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам, так безопасней, веточками деревьев, корой с их стебель. (ЗАЯЦ).
Группа № 3
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою добычу находим без всяких уловок, нос и уши помогают. (ЛИСА)
Группа №4
Мы животные млекопитающие, небольшого размера. Когда наступает зима, мы впадаем в спячку, но перед этим обязательно готовимся, чтобы зимовка была комфортной. (ЁЖ)
Итак, какие изменения происходят в жизни зверей? (Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая: густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Много зверей осенью делают запасы кормов на зиму. Многие звери откармливаются к зиме. Есть звери, которые впадают в зимнюю спячку).
У. Итак, ребята. Сегодня на уроке мы много говорили об осенние изменения в живой и неживой природе.
У. Давайте подведем итог. На доске вы видите таблицу. Осенние изменения в неживой природе. Осенние изменения в живой природе. Выберите подходящие сезонные изменения и расположите в таблице. Для этого из файла, который лежит на вашем столе, достаньте карточки и выберите подходящие, предварительно посоветовавшись с товарищами. (В группах у детей лежат карточки с написанными сезонными изменениями “Дни становятся теплее, тает лёд, цветут растения листопад, ледостав, становится холоднее, птицы улетают в тёплые края, шерсть у животных отрастает более пушистая, чаще идет дождь, дни становятся холоднее, дни становятся длиннее”).
У. Молодцы, вы отлично справились с этим заданием
У. У нас есть небольшой сюрприз. Ученица нашего класса подготовила вместе с мамой книжку-раскраску “ Приметы осени”. Она хочет вам подарить.
VIII. Рефлексия деятельности.
У. Чему был посвящён сегодняшний урок? (Осенним изменениям в природе)
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать об осенних явлениях в живой и неживой природе).
- Достигли ли поставленной цели?
- Оцените свою работу с помощью осеннего светофора.
- Если вы усвоили материал и не испытывали трудностей на уроке, то покажите кленовый лист зеленого цвета.
- Если вы усвоили материал, но испытывали трудности, то покажите кленовый лист желтого цвет.
- Если вы не усвоили материал, то покажите кленовый лист красный цвет.
Кто показал желтый цвет, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Над чем еще надо поработать?
Где мы можем поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)
IX. Домашнее задание.С.36-38 учебника, прочитать и ответить на вопросы.
X. Заключительное слово учителя.
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, ваш материал, который вы подготовили.
- В заключение предлагаю сделать осеннее дерево желаний, которое будет напоминать нам о необычно теплой осени 2015 года, о нашем уроке.Красочные листики вы вырезали и подписали желания на уроке технологии, а сейчас мы их прикрепим к нашему дереву.
Будем надеяться, что наш урок вы запомните надолго, и все наши желания обязательно сбудутся. Спасибо всем за урок!