“Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества среды, необходимые для жизни”[3]. Жизнь на Земле может продолжаться только в том случае, если у каждого человека ответственность за свою деятельность или бездействие по отношению к природе займет одно из ведущих мест. Для того, чтобы планировать свои действия и нести за них ответственность, необходимо не только владеть информацией, но и оценивать складывающуюся ситуацию и в соответствии с ней разрабатывать варианты действий, направленных на ее улучшение. Формирование способностей к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций – одна из актуальных задач современного образования. На уроках химии и во внеурочной деятельности необходимо способствовать приобретению практического опыта по изучению экологических вопросов, дать возможность найти способы решения экологических проблем. Школьники должны получить практический опыт в изучении возможностей влияния человека на глобальные процессы. Среди различных видов деятельности по экологическому образованию и воспитанию в школе одним из самых эффективных является выполнение проектов экологической и здоровьесберегающей направленности. Почему именно проектная деятельность? Проект позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проектный метод помогает организовать деятельность учащихся с опорой на личный опыт, развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность. Выполнение проекта развивает социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, позволяет приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки. Взаимодействуя в группе, учащиеся понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо работать сообща, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, помогать друг другу. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, внимательно относиться к сверстникам.
Работа над проектом экологической направленности включает следующие этапы:
1) Подготовительный (поиск проблемного поля; выбор темы и ее конкретизация; формирование проектной группы).
2) Поисковый (уточнение темы проекта, ее конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта).
3) Аналитический (сбор и изучение информации; анализ информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта; анализ альтернативных решений; построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта; пошаговое планирование работы; анализ возможностей).
4) Практический (реализация проекта - выполнение запланированного; решение конкретных задач; обобщение результатов, выводы).
5) Презентационный (подготовка материалов и презентация проекта; изучение возможностей использования).
6) Контрольный (анализ результатов выполнения проекта, анализ успехов и ошибок).
Проекты экологической и здоровьесберегающей направленности включают следующие этапы исследования: информационный, аналитико - деятельностный, собственно- исследовательский, отчетно - презентационный. Деятельность по получению информации, оценке складывающейся ситуации, разработке вариантов действий, направленных на позитивное развитие событий способствует воспитанию ответственности за состояние экосистемы планеты, доказывает взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья человека. С интересом и чувством ответственности учащимися старших классов под моим руководством были выполнены исследовательские работы и проекты экологической направленности по следующим темам:
- “Промышленные и бытовые отходы – источник загрязнения окружающей среды”;
- “Утилизация и переработка твердых бытовых отходов”;
- “Чтобы мусор не умножать, его достаточно разделить”;
- “Диоксины – опаснейшие загрязнители биосферы”;
- “Исследование загрязненности атмосферного воздуха”;
- “Исследование качества питьевой воды. Влияние качества питьевой воды на здоровье человека”;
- “Влияние ионов тяжелых металлов на здоровье человека”;
- “Химические вещества – разрушители озонового слоя”;
- “Нефтепродукты и экология”.
Результаты деятельности школьников в сфере экологии социально значимы, способствуют формированию таких качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (http://www.scrf.gov.ru.)
2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ 12 января 2002 г. "Российская газета" - №2874 12 января 2002 г.
3. Экологическая доктрина Российской Федерации (р. Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р). "Российская газета" от 18 сентября 2002 г., N 176 (3044).