Пояснительная записка:
Методическая разработка темы “At the Company Office”, входящая в раздел “Экономический английский язык”, изучаемый студентами социально-экономического профиля, предназначена для усвоения лексики, разговорных клише и реплик, наиболее часто употребляемой в практике делового английского языка , для приобретения навыков говорения и восприятия речи на слух, а также отработки правил общения с партнерами , представляющими людей другой культуры .Все перечисленное выше способствует формированию и развитию социокультурного компонента коммуникативной компетенции. Задания, предполагаемые в данной теме, носят как репродуктивный так и продуктивный характер усвоения .Тема изучается в рамках нескольких уроков. Важным шагом становится активизация учебного процесса, стимуляция познавательной деятельности, способствующей использованию в процессе обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Материал, представленный в настоящей методической разработке, может быть использован в качестве руководства для реализации задач поэтапного усвоения лексики разговорного делового английского языка.
Цели:
- научить студентов воспринимать на слух, понимать англоязычную речь,
- обучить навыкам говорения, характерным для практики делового общения;
- ознакомить с особенностями англоязычного общения и различиями в тактике речевого поведения, присущими англоговорящим собеседникам.
Задачи:
Образовательная:
- повторить и закрепить слова, словосочетания, фразы наиболее широко употребляемые в практике делового разговорного английского языка.
- адаптировать слуховое восприятие речи с целью адекватного усвоения разговорного английского языка;
- понимать английский язык, используемый в практике делового общения ;
- овладеть навыками говорения на деловом английском языке .
Развивающая:
- умение строить диалогические высказывания исходя из предложенной ситуации;
- способствовать развитию культуры иноязычной речи;
- способствовать проявлению творческого потенциала студентов.
Воспитательная:
- повышать мотивацию к изучению делового английского языка;
- научить строить речевое взаимодействие с деловыми партнерами, в соответствие с нормами культуры общения стран изучаемого языка.
Межпредметные связи: Предложенная тема позволяет использовать знания, полученные студентами при изучении следующих предметов: “Менеджмент”, “Бухгалтерский учет”, “Экономика” , “Информационные технологии”, “Психология”.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Согласно Рабочей программе дисциплины “ Английский язык” на изучение темы “At the Company Office” предполагается аудиторная работа студентов, а также внеаудиторная самостоятельная работа, которая может выражаться в составлении кроссвордов по изучаемой теме, плана деловых переговоров или поездок, составлении вопросов к собеседованию, т.д.
Освоение содержания предлагаемой темы в рамках Рабочей программы по дисциплине обеспечивает достижение следующих целей (согласно ФГОС ):
- формирование представлений об английском языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;
- формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;
- формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;
- воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне;
- воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным субкультурам.
- Освоение содержания обеспечивает достижение следующих результатов:
- личностных:
- сформированность ценностного отношения к языку как культурному
- феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
- сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой культуры;
- развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;
- осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на английском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения;
- умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;
- готовность и способность к непрерывному образованию, включая
- самообразование, как в профессиональной области с использованием английского языка, так и в сфере английского языка;
метапредметных:
- умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативных стратегии в различных ситуациях общения;
- владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;
- умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя
- адекватные языковые средства;
предметных:
- сформированность коммуникативной иноязычной компетенции,
- необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
- владение знаниями о социокультурной специфике англоговорящих стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
- умение выделять общее и различное в культуре родной страны и
- англоговорящих стран;
- достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
- сформированность умения использовать английский язык как средство для получения информации из англоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
А так же, в соответствии с ФГОС, студент должен обладать - общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формирование общеучебных компетенций:
После успешного прохождения темы студент должен:
Знать:
- слова, словосочетания, фразы, наиболее употребляемые в практике делового разговорного английского языка;
- грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарём) иностранных текстов профессиональной направленности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
Уметь:
- общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
- переводить (со словарём) иностранные тексты профессиональной направленности;
-самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;
- пополнять словарный запас.
- адаптировать слуховое восприятие с целью адекватного усвоения разговорного английского языка;
- понимать английский язык, используемый в практике делового общения при нормальной скорости речи;
- овладеть навыками говорения на деловом английском языке при скорости речи, присущей носителям языка.
Роль преподавателя: преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, организатора.
Последовательность этапов при освоении темы:
1. Освоение глоссария и речевых оборотов и клише (Professional Vocabulary);
2. Чтение (просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее) и перевод текста с использование словарей;
3. Чтение и перевод ситуативного диалога;
4. Воспроизведение диалога в форме деловой игры с ролевым распределением диалогического текста, приведенного в изучаемом уроке;
5. Составление ситуативной модели ;
6. Составление и воспроизведение ситуации в форме деловой игры с ролевым воспроизведением (активно-творческая сознательная деятельность).
В качестве основных методических принципов в отличие от традиционных методик, предлагающих рассматривать стандартные ситуации с заучиванием текстовой информации, задачей данных уроков является освоение модели естественного общения англоговорящих собеседников .
Структура освоения темы :
1. Знакомство с кратким русскоязычным изложением ситуации, рассматриваемой в рамках темы. Составление профессионального словаря. - 1 час.
2. Чтение профессионального текста и перевод его со словарем, работа над текстом. - 2 час.
3. Прослушивание англоязычного варианта диалога, с целью закрепления специальных терминов и типичных для рассматриваемой ситуации фраз с использованием текстовой информации. - 1 час.
4. Прослушивание англоязычного варианта диалога, с проговариванием терминов и фраз с целью коррекции их произношения и адаптации к режиму произношения англоязычных носителей языка, перевод диалога. - 1 час.
6.Использование полученных навыков говорения для моделирования общения собеседников – участников диалога (метод ролевых игр). - 2 час.
7.Выполнение практических заданий с целью корректировки ошибок, неточностей, изучение возникших проблем в ходе работы над темой, ответы на возникшие вопросы. - 1 час.
Информационное обеспечение обучения:
Перечень использованных учебных изданий, дополнительной литературы:
1. Нормативная часть:
- Извлечение из ФГОС СОО /часть “Иностранный язык”/ (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413).
- Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины “Английский язык”, авторов А.А. Коржановой, Г.В. Лаврик, одобренной ФГАУ “ФИРО” Минобрнауки России, 2015г.
- ФГОС по специальности 32.02.03 Операционная деятельность в логистике;
- Рабочая программа по учебной дисциплине ОУД.02 “Английский язык”
- Календарно-тематический план.
2. Основные источники:
1.Г.Т.Безкоровайная, Е.А. Койранская, Н.И.Соколова, Г.В. Лаврик Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. - М., 2014.
2.Г.Т.Безкоровайная, Е.А. Койранская, Н.И.Соколова, Г.В. Лаврик Planet of English: электронный учебно-методический комплекс английского языка для учреждений СПО. - М., 2015.
3.А.П.Голубев, А.П. Коржавый, И.Б. Смирнова Английский язык для технических специальностей English for Technical Colleges: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
3. Дополнительные источники:
1. И.П.Агабекян “Английский язык для ССУЗов”, М., 2014, Издательство “Проспект”
2. И.П.Агабекян “Английский язык для экономистов”, М., 2014, Издательство “Проспект”
3. Ю.Б.Голицынский “Грамматика. Сборник упражнений”, Каро, С.-Петербург,2007
4. Т.Ю.Дроздова “English Grammar”, Антология, С.-Петербург, 2007
5. И.В. Митрофанова “Методическая разработка по английскому языку для слушателей курсов факультета дополнительного образования”. Раздел II - "Разговорный бизнес курс". - Самара: СамГАПС, 2002
6. И.С.Богацкий, Н.М.Дюканова “Бизнес-курс английского языка” - , М., 2010, “Айрис пресс”;
7. Т.В.Ларина “Основы межкультурной коммуникации.” – М., 2015
8. Ю.Б.Кузьменкова “Стратегии речевого поведения в англоязычной среде” - М., 2010, Педагогический университет “Первое сентября”;
9. Н.Н.Колесникова, Г.В.Данилова, Л.Н.Девяткина “Английский язык для менеджеров”, М., 2009, Издательский центр “Академия”
4 .Интернет-ресурсы:
1. Более 30 англо-русских, русско-английских и толковых словарей общей и отраслевой лексики [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. lingvo-online.ru
2. Macmillan Dictionary с возможностью прослушать произношение слов [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. macmillandictionary.com/dictionary/british/enjoy
3. Энциклопедия “Британника” [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. britannica.com
4. Longman Dictionary of Contemporary English [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. ldoceonline.com