Каким должен быть современный урок иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и нравственное здоровье. Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, и эта тенденция приобретает устойчивый характер. Поэтому большое внимание в системе своей работы я уделяю здоровью детей, применяю здоровьесберегающие технологии. В настоящее время в понятие «здоровье» включается, кроме физического, нравственное и духовное благополучие. Поэтому цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на всех уровнях за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, научить детей считать престижным быть здоровым.
Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях я провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

Обязательно стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Считаю, что если ребенок будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Для этого в нашей Гимназии имеются большие возможности: бассейн, два спортивных зала, тренажерный зал, кабинет психологической разгрузки, зал хореографии. Завершив работу в качестве региональной инновационной площадки по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства и разработав модель, которая была признана одной из лучших в 2013 году на областном конкурсе инновационных продуктов, наш педагогический коллектив уделяет большое внимание здоровьесбережению детей, ведет целенаправленную работу в этом направолении.

На предмет «иностранный язык» в новом образовательном стандарте возложены очень важные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, известно, что иностранный язык – язык иной страны – развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся. Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования. В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов процесс обучения иностранному языку понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира, социальных и других ценностей. Овладение иностранным языком невозможно без приобщения к культуре народа изучаемого языка. На современном этапе основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Особая роль в обучении отводится социокультурному компоненту, который играет значительную роль в формировании навыков и умений  использования языка в конкретных жизненных ситуациях. В связи с тем, что предмет «иностранный язык» должен решить  такие не простые и очень важные задачи, нагрузка на него, а значит и на изучающих его, существенно возросла. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т.е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии. При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Использование созданных мною презентаций на разных этапах урока помогают решить эти задачи.

Аннотация к посылаемым материалам

Предлагаю из копилки созданных презентаций к уроку лишь некоторые. Постараюсь дать методические рекомендации по их использованию. Все материалы для использования на уроках французского языка как второго иностранного в 5 классе (первый год обучения) по УМК «Синяя птица».

«Грамматика»  предлагаются материалы:

  • Unité 1: таблица с личными местоимениями, таблица спряжения глаголов être и avoir. К глаголу avoir дается интерактивные тренировочные таблицы, которые можно использовать как для предъявления материала, так и для закрепления и даже контроля.
  • Unité 2: интерактивные таблицы образования Présent иImparfait. В данных таблицах используются цветовые эффекты, которые позволяют лучше детям усвоить грамматический материал.
  • Unité 3 (adjective): в таблице очень наглядно объясняются различные варианты образования женского рода и множественного числа имен прилагательных во французском языке, в том числе большое внимание уделяется и исключениям. Подбор сопровождающих картинок позволяет лучше и на хорошем эмоциональном уровне усваивать столь не простое правило и способствует поддержанию положительного эмоционального фона урока, что обеспечивает здоровьесберегающий эффект.
  • Unité 3 (de, à): показано правило слияния артикля с предлогами.

«Правила чтения»  предлагается 7 презентаций, в которых представлены правила чтения для каждого из 7 разделов. Правила чтения снабжены инструкциями по произношению и для облегчения запоминания – сопоставлением с родным языком. Все правила иллюстрируются яркими, красочными картинками, которые имеют страноведческое наполнение.

Презентация «Алфавит» состоит из 10 слайдов. На каждую букву подобраны слова, которые хорошо узнаваемы, что помогает лучше их запомнить. Эти слова, звучащие по-французски почти также как и по-русски предоставляют возможность уже с первых уроков накапливать активный словарь французских слов. Все слова сопровождают красочные картинки. 

Презентация «Quelle heure est-il?» представлена 12 слайдами, 7 из которых можно использовать для контроля.