Цель: развивать логическое мышление на основе формирования представлений о частях арифметической задачи, уточнить математические знания, умения и навыки детей в подготовительной к школе группе.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжать формировать представление составлять арифметические задачи и выкладывать их решение с помощью цифр;
- формировать представление выделять в задаче условия, вопрос, решение, ответ;
- продолжать формировать умение детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру;
- упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10;
- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
- Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя: подготовить слайд-шоу.
Словарная работа: путешествия, числоград, стражник, сокровище.
Методические приёмы:
- Успокаивающие упражнения перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование слайдов).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: компьютер, проектор, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: слайды по теме занятия.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, пеналы с геометрическими фигурами, карандаши простые, карточки с числовыми домиками.
Структура занятия:
Игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи. Разминка. Постройка «корабля» из геометрических фигур. Определение времени отплытия. Туман в море. Загадки Феи. Задача. Числоград. Ребус. Рисование по клеткам. Итог занятия.
ХОД ООД:
Телеграмма: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея!» (прочитать заранее за день).
Воспитатель: Ребята плывут на корабле, обсуждают письмо Феи, которой нужно помочь найти сокровища.
Вчера мы читали письмо Феи, сегодня отправились на поиски сокровищ.
Воспитатель: Фея предупреждала нас о заданиях. Мы начинаем их выполнять.
Воспитатель: Какой день недели сегодня?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели между понедельником и средой?
– Какой день недели до вторника?
– Какой день недели после среды?
– Сколько всего дней в недели?
– Если дорога шире тропинки, то тропинка?
– Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
– Если верёвка толще нитки, то нитка?
– Если сестра старше брата, то брат?
– Если стол выше стула, то стул? (телефон звонит)
Звонок. Обитатели острова попросили построить им такие же корабли.
Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперед. Вижу, вижу, мы уже у острова (беру бинокль).
Дети выходят на остров
Воспитатель: Какой чудесный наш корабль. Поможем обитателям острова. Подойдите к столам. Чтобы работа спорилась, работайте парами. Возьмите 4 треугольника, 3 квадрата. Выложите корабль из геометрических фигур. Приступайте к строительству.
Сколько треугольников выложила Катя? (4)
Сколько квадратов выложила Марина? (3)
Сколько геометрических фигур вы использовали?
Сколько кораблей вы построили?
Проверьте, посмотрите на экран.
Воспитатель: Вы оказались умелыми строителями.
В: Ребята, выберите цветок на стуле, сядьте
В: Мы с вами начали учиться составлять задачи. Что такое задача? Из каких частей она состоит?
Д: В задаче должно быть условие, вопрос, решение, ответ.
В: На острове мы встретили зверей. Составьте про них задачу.
В: Спросить нескольких детей. (А ты как думаешь– 3 ребенка)
В: Артур, составь задачу у доски. (Бежали 4 зайца, к ним прибежал бельчонок.
Сколько зверей мы встретили?) А вы ребята – за столами с геометрическими фигурами. (сколько белочек ты выложил – с геометрич. фигурами). Вы справились с заданиями, что теперь нужно сделать (найти ответ). Решите задачу, используя геометрические фигуры, цифры и знаки.
В: Сколько зверей мы встретили? Мы встретили 5 зверей.
В. Кто решил, встаньте и делайте пальчиковую гимнастику.
В: Булат, почитай решение. Маша как ты выложила. Семен какие цифры у тебя.
Молодцы. Уберите все на край стола, встаньте за стульчики.
Физкультминутка – (Этэч)
Тан ата бугай,
Этэч кычкыра.
Кикри-кук, кикри-кук,
Я сузып кына,
Я бик яш гына.
Кикри-кук, кикри-кук,
Бездэ уяндык этэч тавышына.
Кикри-кук, кикри-кук …
Воспитатель: Ребята на острове дома необычные: на каждом этаже живут цифры – соседи, которые в сумме дают число номера дома. Заселите домики Числовыми фигурами.
Проверяем. Комментируем.
Воспитатель: Мы оказались перед старым замком.
А дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
Возьмите карточку в клетку и положите перед собой. Слушайте внимательно и выполняйте:
2 – вверх 2 – вправо 1 – вверх 2 – вправо 1 – вверх 1 – вправо 4 – вниз |
6 – вправо |
3 – вниз |
1 – влево |
Воспитатель: Кто же это охраняет замок?
Дети: Это собака.
Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивы, внимательны. Как я горжусь вами!
Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка!
Задумано число, если к этому числу прибавить 1 – получится 6. Какое число задумано? (5)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями, и нашли сокровище. Фея благодарит вас за правильно выполненные задания и разрешает вам ними поиграть.
Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. Прямой и обратный счет.
Вот и закончилось наше путешествие.
Мне понравилось, как вы выполняли задания – были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище. Обязательно вечером расскажите родителям о сегодняшнем путешествии.