Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности развивать творческие способности людей. Таланты проявлялись как бы сами собой, создавались шедевры литературы и искусства, научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. В современном мире творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творческие способности – это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют сплав многих качеств. Психологи считают, что компонентами творческих способностей являются:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
- Проявлять гибкость мышления.
- Лёгкость генерирования идей.
- Способность порождать новые нестандартные идеи, развитие творческого мышления.
- Способность совершенствовать свой «продукт» деятельности.
- Способность высказывать широкое многообразие идей.
- Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит своё подтверждение в физиологии.
Мозг ребёнка особенно быстро растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это благоприятный период для начала развития человеческих способностей. Но у ребёнка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание головного мозга и начало его функционирования совпадают по времени, а условия благоприятны, то развитие идёт легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребёнок может стать способным, талантливым и гениальным.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители и педагоги, поощряя любознательность, сообщая им знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не «задавлено» стереотипами. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
Таким образом, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности в детстве, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание следующих условий:
Раннее физическое развитие ребёнка. Оно должно соответствовать возрастным нормам.
Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Предоставлять возможность ребёнку выполнить задание самостоятельно, или помогать ему, давая подсказки, а не готовые ответы и решения.
Предоставление ребёнку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.
Не превращать свободу во вседозволенность.
Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую атмосферу.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение определённой цели.
Творческие способности включают в себя сформированность мышления и творческого воображения.
Одним из направлений по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности. Развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях. Большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Она очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре.
Диалектичность – способность видеть в любых системах противоречия, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством развития таланта.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребёнка, формирование его мышления идёт по двум направлениям:
1. Постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребёнка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребёнка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение, к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Возникающее у ребёнка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную атмосферу его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но не следует забывать и о собственной творческой активности ребёнка. Только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ему вопросы, побуждающие к активному размышлению. В домашних условиях родители должны привлекать детей к активной деятельности совместно с ними.
Основным структурным компонентом творческого развития детей 5-6 лет становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии.( Матюшкин А.М., 199, с. 84).
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие творческого воображения.
Воображение – это создание нового в форме образов – представлений. Оно является основой творческой деятельности. Всё, что нас окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от природы – всё это является продуктом творческого воображения.
Творчество – это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. В 30-е годы Л.С. Выгодский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Поэтому необходимо расширять опыт ребёнка для создания достаточно прочных основ творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше он узнал и усвоил, тем богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается воображение. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется бедностью его опыта. Родители и педагоги должны расширять опыт детей, чтобы создать прочные основы для их творческой деятельности. Этому способствуют различные экскурсии, рассказы взрослых об окружающей действительности, законах природы, чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, посещение творческих кружков, экспериментирование с предметами, слушание музыки, любование природой. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения исчезают, не находя воплощения в деятельности. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника – это развитие направленности воображения.
Родители могут направлять деятельность ребёнка посредством проблемных вопросов, чтобы воображение развивалось, а не угасало.
Уже в самом раннем возрасте творчество проявляется в играх. Ребёнок, который, держа в руках руль, воображает, что едет на машине; девочка, которая играет с куклой и воображает себя матерью, ребёнок, который берёт на себя роль папы, моряка – всё это примеры самого настоящего творчества. В своих играх они воспроизводят то, что видели, то есть подражают действиям взрослых. И, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Таким образом, в игре присутствует творческая переработка пережитых впечатлений, их комбинирование и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям ребёнка. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на её развитие.
Точно так же как и игра, стремление детей к сочинительству является деятельностью воображения. Поэтому родители могут с детьми сочинять сказки, изменять её концовку.
Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания составляет основу творчества. Этому способствуют дидактические игры и игры со строительным материалом.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. В домашних условиях у детей должен быть уголок для изобразительной деятельности, где они могут реализовать свой творческий потенциал.
Следовательно, необходимо создать благоприятные условия и должна осуществляться целенаправленная работа по развитию творческих способностей. И от того, насколько были использованы возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.
Таким образом, подведём итог выше сказанному.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому, основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
– Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
– Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность, системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей., поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в работе с детьми.
Библиография
1. Статья в журнале: Матюшкин А.М. 1989г. Концепция творческой одарённости. Журнал Вестник практической психологии образования №4(33) Октябрь – декабрь 2012 г. с.83.
2. Королёва С.Г. 2010. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. Волгоград.
3. Ильина М.В. 2004. Развитие невербального воображения. Москва.
4. Ильина М.В. 2005. Развитие вербального воображения. Москва.
5. Алябьева Е.А. 2005. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Москва.