Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
Предметные: сформировать навыки деления с остатком, разъяснить связь между компонентами, научить записывать результат нахождения делимого с помощью формулы и применять её.
Личностные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Метапредметные: сформировать умение видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
Планируемые результаты: обучающийся научится выполнять деление с остатком, делать проверку, решать задачи с использованием изученных понятий, получит навыки выполнения деления с остатком и установления связи между компонентами.
Основные понятия: делимое, делитель, неполное частное, остаток.
Структура урока в соответствии с типом урока (примерная)
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап (1 мин.)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)
3) Актуализация знаний (3 мин.)
4) Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)
5) Первичная проверка понимания (5 мин.)
Физминутка (2 мин.)
6) Первичное закрепление (10 мин.)
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин.)
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.)
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин.)
ХОД УРОКА
Что есть больше всего на свете?
– Пространство.
Что быстрее всего? – Ум.
Что мудрее всего? – Время.
Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Фалес, древнегреческий математик
Я желаю вам достичь своей цели!
1. Организационный этап (Приложение 1, слайд 1 – заставка "Математика – царица всех наук" и эпиграф)
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!
Кто сегодня дежурный? Все ли есть в школе?
К уроку готовы? Тогда начинаем.
2. Постановка целей, задач урока, мотивация учащихся. Актуализация знаний
Урок сегодня – продолженье того, что было в младшей школе.
Урок сегодня – лишь начало того, что изучать мы будем.
Сейчас фрагмент вы посмотрите, внимательно послушайте
И скажите напрямик: "О чём мы будем говорить?"
(Просмотр видеофрагмента "Мы делили апельсин" (Приложение 2) – ссылка на 1 слайде)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы учащихся. По мере комментирования ответов подвести к конкретной теме: а если долек апельсина будет больше, чем зверей?)
Убедиться в своей правоте и заодно повторить теорию вы сможете, разгадав кроссворд (Приложение 3; ответы –Приложение 4; слайд 2)
По горизонтали:
- Число, которое делят (делимое)
- Форма представления информации (текст)
- Несколько цифр рядом(основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения и нумерации объектов) – число
- Число, на которое делят – делитель
- Результат деления – частное
- Современный носитель информации – диск
- Вид загадки в виде рисунков и символов – ребус
– А теперь продемонстрируйте своё умение "читать ребусы" (ШТОРКА)
Или
4. Первичное усвоение новых знаний (Слайд 3)
– Итак, тема урока "Деление с остатком". Запишем её в тетрадь.
– Как вы думаете, какой может быть цель нашего урока? (Ответы – формировать навыки деления, научиться устанавливать связи между компонентами)
Устно: слайд 4 слайд 5
Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка 9 шишек принесла, Разделила на троих. Сколько каждому из них? |
Напекла лиса ватрушек |
– Как мы назовём деление в первой задаче и во второй? (Нацело и с остатком).
– Какое деление будет частным случаем? (Нацело)
– Объясните, пожалуйста, чем различаются компоненты при делении нацело и делении с остатком (Остаток равен или не равен нулю).
– Что вы можете сказать об остатке? (Ответы – меньше делителя)
Запомните: слайд 6
5. Первичная проверка понимания
– Когда мы прекращаем деление? (Когда остаток меньше делителя (7 < 13))
– Как проверить, правильно ли выполнено деление? Слайд 7 (шторка)
- Умножить неполное частное на делитель
- Прибавить к полученному результату остаток
- Сравнить полученный результат с делимым
(13 * 14 + 7 = 189). Сформулируйте, пожалуйста, правило нахождения делимого при делении с остатком (ответы)
Запишем в тетрадь это правило в буквенном виде:
Если а – делимое, в – делитель, q – неполное частное, r – остаток, то
– А теперь поработаем устно. Слайд 8
1. Объясните, не выполняя вычислений, почему данные высказывания ложные:
а) 150 : 25 = 5 (ост. 25) (остаток равен делителю)
б) 451 : 112 = 3 (ост. 115) (остаток больше делителя)
в) 35 : 11 = 3 (ост. 1) (остаток равен 2)
2. Найдите ложные высказывания и замените правые части равенств так, чтобы высказывания были истинными. В тетрадь запишите истинные высказывания.
а) 60 : 24 = 2 (ост. 12)
б) 720 : 90 = 8 (ост. 1) (остатка нет)
в) 55 : 11 = 4 (ост. 11) (55 : 11 = 5)
г) 800 : 3 = 250 (ост. 50) (800 : 3 = 266 (ост 2))
3. В каждом из следующих равенств указать делимое, делитель и остаток (ПЕРЕТАЩИТЬ) Слайд 9
а) 3076 = 73 * 42 + 10
б) 5382 = 86 * 64 + 70
в) 4938 = 301 * 16 + 122
№ п/п | Делимое |
Делитель |
Остаток |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
4. Найдите неизвестные компоненты:
а) d : 4 = 13 (ост. 2),
б) 49 : m = 12 (ост. 1)
ИЛИ РТ № 224 Чему равна сумма чисел, при делении которых на 6 остаток = 2?
(38 + 62 + 26 = 126)
6. Первичное закрепление Слайд 10 (шторка)
№ 531. Найдите делимое, если делитель равен 12, неполное частное – 7, остаток – 9. (12 * 7 + 9 = 93)
№ 527. Блокнот стоит 26 рублей. Сколько блокнотов можно купить на 140 рублей? (140 : 26 = 5 (ост 10).
№ 528. На один грузовик можно нагрузить 5 т песка. Сколько требуется таких грузовиков, чтобы перевезти 42 т песка? (42 : 5 = 8 (ост 2), т.е. 9 грузовиков)
Слайд 11. Тренажеры – проверяем фронтально.
http://uchit.rastu.ru/education/6/1047/1313/ – взять 5 примеров – 1 ученик у доски, сразу разбираем
Диск МАТЕМАТИКА 5 класс (из УМК Мерзляк А.Г.) – ДИКТАНТ (звуковой) пишут сами, потом проверяем
У кого всё верно? 1 ошибка? Кто не справился?
Физминутка (Приложение 6)
Глазки смотрят вдоль восьмерки
Справа – налево, слева – направо.
Сверху вниз и снизу вверх
А потом восьмерку пишем
Слева направо и наоборот (музыка "Потягушки")
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция слайд 12 (таймер на 5 мин)
– А теперь продемонстрируйте своё умение применять полученные знания по теме: сидящие за компьютером – тест ДЕЛЕНИЕ в программе Индиго (Приложение 7), сидящие за партами – ДМ № 133-135) Затем – поменять местами группы
У кого 5? 4? Кто не справился? Положительную отметку ставим в дневник.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 13
§19, № 529, 534, 536
9. Рефлексия
– Что вызвало затруднения?
– Чему научились? Цели достигли?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
Оцените свою работу на уроке:
Дорога к знаньям нелегка.
Но как приятно осознанье
Того, что всё достигли сами.
– Всем дальнейших успехов! Спасибо за урок. До свидания.
Задача от Мудрой Совы из он-лайн тренажера (если осталось время) слайд 14
1. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три шоколадки (одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 35 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей?
Решение.
До рекламной акции на 200 рублей можно было купить 5 шоколадок (за 175 рублей). 5 шоколадок — это две пары и еще одна шоколадка. Так как за две пары шоколадок магазин даст в подарок еще две шоколадки, то всего можно получить 7 шоколадок. Ответ: 7.